суббота, 1 октября 2016 г.

ИБАДИТЫ ДЖЕРБЫ И ИХ БОРЬБА С ИСПАНЦАМИ



    После гибели Рустамидского государства остров Джерба служил убежищем для многих из его жителей - ибадитов, укрывшихся там от исмаилитов. Ибадиты Джербы смогли успешно противостоять также нашествию племен Бану Хиляль. Однако, в 1134 году остров теряет независимость, будучи покоренным сицилийскими норманнами во главе с королем Роджером, после чего Джерба также принадлежал арагонцами и кастильцами, пока наконец, после ряда неудачных восстаний, джербия изгоняют христиан в 1392 году. 

Во время правления хафсидского султана Усмана (1435-1488) остров Джерба (Тунис), до этого бывший независимым государством - республикой (аззаба) ибадитов вошел в состав Хафсидской державы. Причиной тому стала междоусобица между ибадитами и одним из их ответвлений - нуккаритами или софритами, также проживавшими на острове, последние же и призвали на остров Хафситов, а сами перешли в маликитский мазхаб. 

Наместники Хафсидов погрузили остров в пучину новых войн, которые вели за власть, убивая и свергая друг друга, стремясь получить контроль над доходами Джербы, пока, наконец в 1480 году ибадиты подняли восстание против султана Абу Умара Усмана и перекрыли римскую дорогу, соединяющую остров с материком и изгнали его наместников. В результате длительной борьбы ибадитов (которых поддержали и иные жители острова) с Хафсидами, те вынуждены были признать автономию островитян и ограничиться лишь взятием с них закята. 

После смерти Усмана Абу Умара, ибадиты Джербы окончательно разорвали отношения с Хафсидами, отразив их вторжение, вновь провозгласили на острове "республику" ибадитов - Аззаба, которая управлялась советом шейхов во главе с двумя наиболее авторитетными улама («коллективный имамат»). Тогда же шейхи острова заключили договор (в 1503 г) с братьями Арудж и Хайр-ад-Дин Барбароссами, согласно которому они могли устроить базу для отдыха, ремонта кораблей и склады военного снаряжения и добычи, а те в ответ обязывались платить пошлины, отдавать часть добычи , а также предоставлять жителям Джербы товары по заниженным ценам. Однако, такое сотрудничество навлекло вскоре на жителей острове испытание, с которым, они, однако, успешно справились. 

30 июля 1510 года к острову подошла испанская эскадра под командованием Педро де Наварро. В то время, главную роль в совете шейхов острова играли два шейха ибадитов Абу Закария Яхья ас-Семумни и Абуль Наджат. Испанцы послали на остров своих представителей для переговоров. Островитяне отказались капитулировать. 

Педро де Наварро попытался высадиться, но был отбит и увёл свои суда в Триполи (где тогда испанцам удалось утвердиться, незадолго до описываемых событий), чтобы собраться с силами и дождаться помощи. Вскоре его флот насчитывал 120 судов, в то время как все население острова могло разместиться на кораблях этой эскадры, а сами жители острова могли выставить только 3000 воинов, то есть все мужское население, способное носить оружие. Единственным шансом победить испанцев было недопустить возможности высадки сразу их всех сил на остров.  
    "…и Нашим долгом было давать победу верующим". (Коран 30:47). 

Шейх Абуль Наджат призвал воинов, особенно тех, кто сомневался в победе и был готов сразу же умереть на испанских копьях, заслужив высокой степени, не отказывать такими поступками тем, кто верит в победу и сказал, что "каждый из нас должен пытаться убить, по крайней мере, двух из них (испанцев), а потом уже умирать". Когда испанцы начали высадку, на этом участке мусульманские войска успели сосредоточить только один ряд бойцов и когда он сбрасывал в море первую линию противника, вслед за ней высаживалась новая, пока на помощь не пришел сын шейха Абу Захарии Яхьи - Абу Сулейман ибн Аби Закария - храбрый воин и ученый, с небольшим конным отрядом, находившимся в резерве и он смог, воспользовавшись отливом, "проскакать по воде", приблизился к высадившемся испанцам с тыла, отрезав их от кораблей. Это создало панику среди испанских солдат, которые уже сражались на берегу и мусульмане окружили их со всех сторон и испанцы в тот день были разгромлены, потеряв несколько тысяч убитыми. 

Лев Африканский пишет в своей книге об этих событиях: испанцы "ужасно страдали от сильной жары и жажды, так как у них не было питьевой воды, и они высадились в то время, когда прилив достиг высшей точки, а при их возвращении вода отступила, и корабли, чтобы не остаться на суше, отошли вместе с морским отливом, так что открылось пространство в 4 мили, которые, вместе с теми, что оставалось пройти, подвергли солдат такой опасности и страданию, что те безо всякого порядка отправились к кораблям. Их преследовали мавританские всадники, так что большая их часть погибла или была взята в плен, за исключением немногих, которые направились вместе с флотом на Сицилию" 

В этом же году народ Джерба истребил еще один испанский отряд в числе около 1000 солдат, которые там вынуждены были высадиться, после неудачной атаки Сфакса. В 1520 году (926 году Хиджры), спустя десять лет после этих событий, испанцы атаковали Джерба вновь и уже без предупреждения, но рыбаки увидели вражеский флот и успели предупредить жителей и вновь испанцы были разбиты, оставив на острове 600 убитых. Лишь в 1560 году испанцам удалось временно утвердиться на Джерба, но вскоре они оттуда были изгнаны Османами, а остров вошел в состав Османского государства. В 1611 году остров подвергся очередному нападению христианского флота, стоившему его жителям - 500 павших в бою с испанцами, которые были разбиты в упорном сражении.

ИБАДИТЫ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СИЦИЛИИ



   Арабское завоевание Сицилии началось в 212/827 г., когда династия Аглабидов из Ифрикии, областей современного Туниса и Триполитании организовали военную экспедицию на остров по просьбе мятежного византийского флотоводца Евфимия (умер 214/829). Вслед за исламскими войсками на Сицилию стали прибывать и мусульманские поселенцы. 

Большинство из них были берберы. 

 На протяжении всего периода мусульманского правления и даже в первые годы господства Норманнов продолжалась миграция мусульман из Северной Африки на этот остров. Как правило, жители Магриба искали там убежище, спасаясь от войн, частых засух и политических потрясений. Арабские источники указывают, что берберы впервые появились на Сицилии в качестве воинов армии вторжения под начальством Ибн аль-Фурата в 212/827 г. Они прибыли туда целыми кланами со своими семьями, во главе с религиозными лидерами. 

Большая часть берберского контингента состояла из членов племени Хаввара (Hawwarah), одной из наиболее крупных и влиятельных берберских групп в Северной Африке. Однако, в отличие от большинства амазигов (берберов) переселившихся в аль-Андалуз (Испания), Хаввара были одними из самых стойких последователей учения аль-Ибадийа (ибадиты). Тогда они подписали мирный договор и соглашение с Аглабидами и сыграли заметную роль в их завоевании Сицилии. Ибн Халдун отмечал, что после того, как Хаввара потерпели неудачу в войне против Аглабидов в 196/811 г, они обратились за помощью к имаму ибадитов Рустамидского государства Абд аль Ваххабу (171 / 788-208 / 824). При его посредничестве был заключен договор, согласно которому ибадитские племена Ифрикии взамен на сохранение собственных религиозных и иных привилегий признавали власть и становились союзниками Аглабидов. Во время похода на Сицилию один из ведущих командиров аглабидской армии вторжения - Ибн Ниама был членом ибадитского племени (Хаввара). 

 Источники Ибади (Abu al-Rabi" Sulayman al-Wisyani, "Kitab al-Siyar," MSS. Dar al Kutub al-Misriyah, No. H9112, folio 59) утверждают , что их сообщества процветали в Сицилии, имели тесные контакты с ибадитами из Северной Африки, особенно с жителями острова Джерба (Тунис), который во времена Фатимидского господства на время становиться важным религиозным центром ибадитов в Магрибе. Вероятнее всего, ибадиты, поселившиеся в Сицилии изначально организовали там собственные автономные или полунезависимые общины. Одной из таких общин, по сведениям источников Ибади, был город Каср Янни (Энна), другая подобная община из мигрантов из Тахерта существовала в области Ното, что подтверждается упоминанием города Tahartina уже в христианский период истории острова. После падения имамата Рустамидов, рассеянные Ибади сообщества перещли на "пути" (masalik) секретности (Kitman) и создают собственные органы самоуправления, частично независимые от властей острова, но многие из ибадитов могли занимать должности и в правительстве, которые не противоречили их взглядам. Есть основание предположить, что регионы Каср Янни и Тахартины пользовались полной свободой и были независимы от правителей Сицилии. Также ибадиты выступали в качестве посредников в торговле между Сицилией и землями к югу от Сахары, где было много колоний ибадитов. Это можно проследить в описании деятельности одного из малоизвестных племен Ибади - Barqajanah. 

Ибн-Хаукаль сообщает, что среди жителей Палермо живет много Barqajanah (берберов) и их mawali (клиенты). Аль-Якуби говорит о Barqajanah как о берберском племени, которое мигрировало из области Barqah в Ливии во время исламского завоевание , а затем поселилось в столице Рустамидов - Тахерте и в его окрестностях. Члены Barqajanah встречаются во многих крупных торговых центрах по всей Северной Африке, особенно вдоль торговых путей, которые находились под торговой монополией Ибади. Они упоминаются в Awdaghust, вместе с ибадитами из Nafusah, Lawatah, Zanatah и Nafzawah, с которыми они принимали активное участие в транссахарской торговле, которая в то время была полностью монополизирована ибадитами,. Barqajanah занимали также видное место в торговых делах столицы Рустамидов - Тахерта. Вероятно массовое появление Barqajanah на Сицилии и было связано с захватом этого города Фатимидами. 

 Поток иммигрантов из числа ибадитов на Сицилию, где уже закрепились последователи учения Ибади продолжался и в дальнейшем и охватывал весь период исламского господства в этом регионе с 4-го / 9-го по конец 6/12-го веков. В частности, массовые переселения на остров происходили во время голода 395/1004 -1005 гг,, затем во время вторжения племен Бану Хилали в Северную Африку в 451/1059г. Даже когда Сицилия оказалась под властью Норманнов после 537/1142г, многие мусульмане продолжали проживать на острове. Кроме указанных выше поселений ибадитов в Сицилии, берберы-ибадиты могли населять города на побережье, а также горные районы около Энны. Максимальной концентрации поселения берберов достигали в западной части острова, хотя встречались по всему региону, даже в столице Палермо. 

В частности, арабский путешественник, Ибн-Хаукаль ( 332 / 943-367 / 977), который посетил остров в 362/972, упоминает, что берберы составляли большую часть населения столицы. Топонимика городов и деревень средневековой Сицилии показывает, что большое число названий. в том числе и ныне существующих поселений происходит от берберских племен, придерживающихся убеждений и мазхаба Ибадийа. 

 К таковым относятся - деревня Cumia, которая находится недалеко от Мессины, чье название происходит от племени берберов Kumiyah, филиала племени Nafzawah. Также средневековый город Karkud или Qarqud, который называется ныне Сомматино был поселением амазигов клана Karkudah, филиала племени ибадитов Хаввара. Вблизи современного города Монреале было село Rahl Maghaghi названное от имени отдела племени берберов-ибадитов Lawatah - Maghaghah. Поселение Manzil Zammur недалеко от Монреаля ведет свое происхождение от племени берберов Zammur. Эта группа населяла область Джебель Нафуса в Tриполитании и была филиалом ибадитов Бану Нафуса. С другой стороны острова, в двенадцати милях к западу от Сиракуз, расположен город Mellili, названный в честь другой фракции племени Хаввара - Malillah, которое дало свое имя также и общинам в Северной Африке - одной в марроканском Рифе и второй в регионе Мзаб в Алжире. И даже название реки Modiuni в Сицилии, вероятно могло быть связано с филиалом племени Lawatah - Madyunah, которое также как и Kumiyah были ибадитами. Одно из самых крупных племен Ибади того периода в Северной Африке было Lamayah, которое также было связано с Kumiyah и Madyunah и дало свое имя сицилийскому городу Рахлах-Майах (центр этого племени в Триполитанией также называется аль-Майах) вблизи Корлеоне и имя поселению Ламии вблизи Mineo. 

 Все племена, упомянутые выше, как известно, исповедовали Ибадизм в рассматриваемый период. (также есть множество поселений, которые также с различной степени вероятности относятся к ибадитам - берберам (на тот период), таким как аль-Риги, аль-Maklati, аль-Masallati, и аль-Misrati) 

 Во время периода раздробленности Сицилии на qa'id когда остров был разделен на множество самостоятельных княжеств (эмиратов) после 433/1045 г , имена племен Ибади также были весьма распространены в их названиях. В частности, Qa'id Абд Аллаха Манкута, контролировал западный регион, включая прибрежные города Мадзара, Трапани, Шакка, и Марсала, в то время как Maкалати котнтролировал Катанию и окрестности. 

Названия этих qa'id ясно показывает, что они, или их предки были членами Ибади племен. Ибн Mankut, также пишется Matkut, Madkud, Matkud и Maskud, из-за различий в берберских диалектов , является название племени принадлежащий к группе Hawwarah и это имя часто встречается среди лидеров общин Ибади в Джебель Нафуса (Триполитания). Ибн Maklati называлось племя берберов, принадлежавшее к группе Nafzawah, которое было также связано и с Хаввара. Nafzawah и его филиалы, как и Hawwarah, исповедовали Ибадизм, и во время 3-го / 9-го и 4-го / 10-го веков контролироваи область на юге Туниса, известную как Jarid, которая была оплотом Ибади. Maklatah был союзником Аглабидов в их войне против Фатимидов вместе с Lawatah и Hawwarah. 

Подобные указания на присутствие ибадитов на Сицилии может открыть новую страницу в изучении мусульманской истории острова, как и Ибади - сообществ в Северной Африке, особенно в период "темных веков" после захвата Фатимидами государства Рустамидов в Тахерте в 296/909, в результате чего ибадиты рассеялись по всей Северной Африке и Сицилии и основали небольшие независимые и полунезависимые республики - аззабы. 

 Слабое освещение в исторических записях оставляет большую часть истории мусульман в Сицилии за завесами тайны, в том числе и касающуюся судьбы аль-Ибадийа на острове. Но интересно отметить, что некоторые общины ибадитов могли оставаться в Сицилии и даже иметь автономию вплоть до 13 го века. Ибн Саид аль Maghrabi (610/1214 - 685/1286) упоминает в своем труде "Unwan аль-murqisat был mutribat", что сицилийский поэт Ибрагим ибн Махбуб аль (ар) Рустами ( 13 й век) был секретарем (Катиб) на "Сахиб" в Сицилии. Арабские имя Mahbub широко использовалось ибадитами, а Нисба аль-Рустами обычно ассоциируется с династией Ибади и государством ибадитов в Тахерте.

среда, 6 июля 2016 г.

ИБАДИТЫ В МАЛИ (ГАО)



    "Возникновение этой социальной группы ( “саганого”-белые купцы, ибадиты в Мали - прим.моё) относится ко времени начала торговых контактов между мусульманской Северной Африкой и Суданом. Как можно судить по материалам ибадитских сочинений, ибадитские купцы из североафриканских городов, прежде всего из Тахерта, не только посещали Западный Судан, но и сравнительно подолгу жили там. И относятся эти сведения по меньшей мере к концу VIII в.. Притом с самого начала Гао фигурировал в этих сообщениях, как один из главных центров торговли с Северной Африкой, и именно ибадитские контакты с этим городом многое предопределили впоследствии в развитии ислама в Сонгайской державе. 

Дальнейшее развитие торговых связей Гао со Средиземноморьем нашло отражение в «Истории» ал-Якуби, где видны контакты уже не только с Марокко и Ифрикийей, но и с долиной Нила. Эти ранние сообщения ничего не говорят нам о положении, в каком находились североафриканские купцы в странах к югу от Сахары. Но первое сравнительно подробное описание столицы древней Ганы можно, мне думается, рассматривать, как отражение обстановки, сложившейся в итоге почти трех столетий торговых, культурных и иных взаимоотношений. И сравнение с ним принадлежащего гому же ал-Бакри описания Гао показывает, что к этому времени «город мусульман» выделялся в западноафриканских городских поселениях в отдельный квартал, пользовавшийся заметной автономией. 

Точно так же изображает положение мусульманской колонии и Ибн Баттута, рассказывая о столице Мали, но в его время, видимо, уже значительно ослабела изолированность мусульманских купцов и факихов, которых становилось в Судане все больше, от правящей верхушки малийского общества — это видно из уже упоминавшейся женитьбы купцов на сестрах мансы Сулеймана. Ибн Баттута при этом проводил достаточно ясную разграничительную линию между мусульманами белыми и черными: он, например, считал нужным подчеркивать то, что встреченный им в Ниани кадий Абд ар-Рахмак был «из черных». 

Вместе с тем марокканский путешественник зафиксировал и значительно продвинувшийся к его времени процесс вытеснения ибадитов сторонниками правоверного ислама маликитского толка; отмеченные им терминологические различия в обозначении этих двух групп мусульман к началу XX в. еще сохранялись в языках народов Судана. Но Ибн Баттута описал центральные области малийского государства гораздо подробнее, нежели их вассальное владение, каким было еще тогда сонгайское княжество в Гао. А здесь, насколько можно судить по тому, что в ТС ши Али назван «хариджитом», вытеснение ибадитства заняло гораздо больше времени, чем для этого потребовалось в районах, лежавших выше по течению Нигера. По-видимому, это вполне естественно: ведь именно Гао был одним из самых ранних центров взаимодействия ислама с традиционной Западной Африкой, но самый-то ислам появился в данном регионе скорее всего в его ибадитской разновидности. Надо, впрочем, сказать, что в Гао скорее всего до поры до времени не особенно обращали внимание на богословские различия в исламе. Во всяком случае, давние и прочные связи с ибадитскими центрами Северной Африки и Сахары не препятствовали правителям Гао устанавливать и поддерживать контакты с мусульманской Испанией, где хариджитство в любой его разновидности никогда не имело сколько-нибудь заметной массовой поддержки. ( вообще то как ибадиты Рустамиды были главными союзниками испанских Омеййадов и транссахарская торговля и была одним из практических наполнений подобной дружбы - прим. моё) Тем более это относится к рубежу XI—XII вв.— времени, которым датированы найденные в Гао мусульманские надгробные стелы, основное свидетельство судано-испанских связей. Эти стелы, из которых самая ранняя датирована 495/1103 г., сначала изготовлялись испанскими мастер. 

В отличие от Гао Томбукту, основанный на несколько столетий позднее, формировался как торговый центр уже в то время, когда ибадитское преобладание в транссахарской торговле стало прошлым. Кроме того, этот город связан был преимущественно с Марокко, а не с территорией нынешних Туниса и Алжира, где располагались главные центры ибадитов. В Марокко после объединения страны под властью Алморавидов окончательно и бесповоротно возобладал маликитский толк суннитского ислама. И Томбукту с самого начала выступал как центр маликитства, не отягощенный никакими хариджитскими традициями — ни ибадитскими, из Тахерта или Джебель Нефуса, ни суфритскими, из Сид-жилмасы. Я так подробно останавливаюсь на этом различии потому, что оно многое определило во взаимоотношениях между факихами Томбукту и Гао, а главное — между мусульманской верхушкой Томбукту и сонгайскими государями в Гао."

ИСЛАМ В МАЛИ



     Сказал АШ-ШАММАХИ: 

 "Вот еще одно из чудес, приписываемых ‘Али ибн Йахлафу (Афлях) (шейх ибадитов Магриба, Рустамид, сын имама), которые сделали его знаменитым как среди его сторонников, так и среди его противников. 
Ал-Бакри рассказал о нем в своем сочинении “Масалик ва-л-мамалик”, однако без упоминания шейха ‘Али и приписав его другому человеку. 
‘Али ездил по внутренним районам царства Ганы ради торговли. Он жил в этих местах и даже имел доступ к царю, который был очень значительным правителем, имевшим под своей властью двенадцать рудников с золотом, откуда добывали золотой песок. В стране имела место долгая засуха, и население обращалось с жалобами к царю. Это происходило в городе Малли. Были принесены жертвы идолам с просьбой об их помощи, но никакая помощь не пришла. В это время шейх ‘Али собирался уезжать. Царь сказал ему: “Обратись к своему Богу, может быть, Он нам поможет”. ‘Али ему ответил: “Нельзя, чтобы вы поклонялись иному богу, чем Он”. Тогда царь сказал: “Каким же образом исповедуют ислам?” Но никто не пошевелился… Тогда ‘Али провозгласил истину. Он вышел вместе с царем и отправился с ним на холм. Там он продолжал молиться, и царь подражал ему в его жестах, произнося “аминь” при взываниях шейха к Богу. Наутро дождь полил в изобилии, образовав потоки между ними и городом, такой величины, что они должны были возвращаться по Нилу (в данном случае имеется ввиду река Нигер, который мусульмане также называли Нил или Западный Нил) на лодке. И так длилось семь дней и семь ночей. Когда царь увидел это чудо, он созвал свой двор, своих вазиров, жителей города и жителей окрестностей. Все согласились принять ислам, но отказались те, кто жил далеко. Они говорили: “Мы твои слуги, но не меняй нашей веры”. Тогда он наложил на них следующее запрещение. Ни один неверный не должен входить в город под страхом смерти. И это запрещение долго соблюдалось. Шейх принялся обучать их молитвам, религиозным обязанностям, Корану. Шейх ‘Али показал царю письмо от своего отца, который торопил его возвращение и не позволял ему продлить свое пребывание в Судане (в зн. в Западном Судане, "Биляд Ас Судан") даже на короткое время. Он уведомил таким образом царя о своем намерении уехать. Но тот сказал “Это невозможно. Ты не можешь нас оставить. Мы опять вернемся к ослеплению, после того как увидели праведный путь”. Шейх же ответил: “Послушание отцу есть обязанность веры. Мой отец запретил мне оставаться, и я не нахожу для этого никакой отговорки”. Вот каким образом ислам проник в страну Судана, в Гану. Но впоследствии противники ибадитов стремились осведомить людей о своей вере, направлялись со всех сторон в эти страны и в конце концов направили их жителей по пути своего собственного учения”. 

Тоже передал и АД-ДАРДЖИНИ (ТАБАКАТ АЛ-МАШАЙИХ) : 

“Говорят, что он Йафлах ибн ‘Абд ал-Ваххаб (имам Рустамид), захотел совершить путешествие в Гугу [Гао], но отец приказал отказаться от путешествия, и он отказался, хотя уже приготовился к нему и объявил всем о нем. И передавали наши сподвижники, что ‘Али ибн Йахлаф (сын Йафлах ибн ‘Абд ал-Ваххаба) отправился в Гану в 575/1179-80 г. и достиг городов Мали. Царь города оказал ему высокие почести, а был этот царь язычником, и под его властью было великое царство, и все жители его были язычниками. Под его властью было 22 рудника, из которых извлекали золотой песок. Царь редко садился заседать, не усадив ученого вместе с собой из уважения к нему; и царь поражался его нраву и облику, и частому поклонению и соблюдению его религии, до тех пор пока он не решил уехать и уже удовлетворил свое желание и собирался отправиться в путь. А было это в год сильной засухи, и подданные обратились к своему царю с жалобой на постигшее их бедствие; и он приказал им молиться о ниспослании дождя. Они начали молиться, чтобы пошел дождь, и приносили жертвы по обычаю их религии, и принесли в жертву разных животных — крупный рогатый скот, овец, ослов и даже живых людей и кошек, и не было дождя. Царь сказал: “Может быть, ты обратишься к твоему Богу, которому вы поклоняетесь, чтобы он напоил нас?” ‘Али сказал ему: “Это не в моих силах, пока вы не верите в Него и не повинуетесь Ему. Вы поклоняетесь не Ему, а если уверуете в Него и будете повиноваться Ему, я сделаю это и попрошу, чтобы Он напоил вас”. Царь сказал ему: “Научи меня исламу и его предписаниям, чтобы я следовал ему, как и ты, а ты помолился о ниспослании нам дождя”. И он научил его, как признаться в исповедании ислама при двух свидетелях, и научил их. Затем ‘Али сказал: “Иди со мной к Нилу” (в данном случае имеется ввиду река Нигер, который мусульмане также называли Нил или Западный Нил) , они пошли, и ‘Али научил его, как совершать омовение. Царь очистился, и одел чистое платье, и поднялся с ним на холм над Нилом. И он научил его молиться, и помолился; затем он сказал: “Вот я помолился, сделай так, как я делал у тебя на глазах, а когда помолишься, скажи “амин” ; и они оба провели ночь в поклонении и мольбе к Аллаху Всемогущему и Великому, и на рассвете после молитвы сотворил Аллах, хвала Ему, тучу и то, что устремилось вниз с холма, пока не хлынули потоки между ними и городом. И принесла их лодка в Нил, и оба они плыли, пока не прибыли в город; и туча оставалась на месте полных семь дней, и лило днем и ночью, и это прибавило веры правоверному и отняло веру у неверного. Когда царь увидел то, что сотворил Аллах Всевышний, то призвал к исламу всех своих домочадцев, и они согласились, затем призвал принять ислам всех жителей города, и они сказали: “Мы — твои слуги”, и согласились, затем призвал тех, кто был близко от города из числа своих подданных, и большинство из них согласилось, затем призвал самых дальних, и они сказали: “Мы — твои слуги, и мы повинуемся тебе, а ты избавь нас от того, чего мы не желаем”, и он был великодушен к ним. Затем он решил, что в город войдет только верующий в Аллаха и его Посланника, а когда увидят язычников, пусть сражаются с ними и убивают. Тогда он сказал ему ‘Али: “Научи меня Корану и шариату”, и он учил его, пока царь не научился всему, чем он пользовался. А в то время, как он был у него в этом состоянии, пришло к нему письмо от его отца, в котором тот просил его приехать; и он сказал царю: “Знай, что я должен отправиться в путь”, и царь сказал: “Не разрешено тебе покидать нас, дабы мы снова не впали в слепоту после того, как увидели веру правильного пути”. ‘Али сказал: “Знай, что среди предписаний этой веры — почитание родителей, и отец запретил мне здесь оставаться, и это — его слова”. И когда царь увидел серьезность его намерений, то сделал добрым для него уход и возвращение домой; и они остались мусульманами, хвала Аллаху, Господу миров."

ИБАДИТЫ МАГРИБА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ РУСТАМИДСКОГО ИМАМАТА



    Когда начался упадок Рустамидского имамата, связанный с междоусобицами племен, ибадиты Нафуса, претендовавшие на ведущую роль в нем, но оттесненные со своих привилегированных позиций представителями иных народов амазигов ("берберов"), утверждают собственный имамат в Триполитании. Однако, будучи лишенные поддержки Рустамидов, Нафуса терпят поражение от Аглабидов, оказываются под властью этих наместников Аббасидов, пока, наконец Ильяс ибн Мансур аль-Нафуси в 881 году, собрав все силы в 12000 мужчин, разгромил силы Абассидов и вновь создал независимый имамат в горах Джебель - Нафуза. Но и он был вновь завоеван Аглабидом Абу Исхаком Ибрахимом ибн Ахмадом, который устроил настоящий геноцид народа Нафуза. 

 Появление Фатимидов, ставших "могильщиками" как Аглабидов, так и Рустамидов и завоевавших весь Магриб, кроме Андалузаа, вернуло к жизни имамат Нафуза. Ибадиты Нафуза во главе с имамом- мудафи (дифа - обороны) Абу Закария Яхья аль- Ирджани (около 908-923)смогли отразить все попытки исмаилитов покорить эту страну, хотя и лишились всех территорий к северу от гор Джебель - Нафуса (хотя там до сих пор существует анклав ибадитов на побережье - город Зувара). 

 После гибели Абу Закария Яхья аль- Ирджани в сражении с Фатимидами имамом был избран его сын Захария ибн Яхья, который поддержал выступление нуккаритов (течение вышедшее из аль ибадийа и сближающееся с ас-суфрийа по некоторым положениям, которые отсутствуют у ибади) и их вождя Абу Язида, провозгласившего себя "старейшиной правоверных".  Захария став хакимом Абу Язида в Джебель Нафуза и Триполитании , а его народ - главной ударной силой этого восстания, охватившего все северо-африканские владения Фатимидов, поставившего  на грань уничтожения это государство исмаилитов. 

 После подавление восстания берберы Нафуса продолжали войну с исмаилитами и сохранили свою независимость и позже, хотя их правители уже не назывались имамы, а были только хакимами, в частности Зияридов,  и иных правителей, которых они признавали в качестве таковых, пока в 16 веке они не были завоеваны Османами. 

Став частью Османского государства, потеряли права на хакимат до 1916 года. Тогда губернатором Триполитании был назначен глава ибадитов Нафуза - Сулейман аль Баруни-паша, освободивший значительную часть этой области от итальянцев и провозгласивший затем Триполитанскую республику. 

 В то же время,  ибадиты Тахерта и иных областей Рустамидского государства, отступившие от Фатимидов в пустыню, также отказались признать и правление нуккарита Абу Язида и не поддержали его в войне с исмаилитами, в отличие от Нафуза. 

 Они нашли защиту от карматов за песками Сахары и укреплениями своих ксуров, построенных в голой пустыне вокруг глубочайших колодцев, где и создали свои государства - общины (аззаба) в Сахаре, которые были независимы вплоть до 80-х годов 19 века . 

 Сперва ибадиты обосновались в оазисе Уаргла, где был основан первый ксур - Седрата и была найдена вода на большой глубине, но плодородных земель и пастбищ здесь не хватало, чтобы обеспечить пропитанием всех мухаджиров рустамийа. В связи с этим предпринимались попытки поиска новых неприступных мест в пустыне, которые могли бы служить надежной защитой ибадитам, пока наконец не была освоена долина Мзаб, где местные амазиги были преобразованы в ибадизм шейхом Абу Бекром ан Нафуси, после чего были готовы принять переселенцев из Уарглы и иных убежищ ибадитов бывшего Рустамидского государства. 

Один за другим были основаны 5 городов-ксуров ибадитов - Гардайа, Бени Изген, Мелика, Эль-Бунур и Эль-Атеф, еще один город - Эль-Геррар был основан в отдельном оазисе,  которые были объединены в "Республику (Аззаба) Гептаполис"(семь городов), вместе с находящейся в Уаргле - Седратой. Их отдаленное положение, мощные укрепление и отсутствие колодцев вокруг дали им возможность сохранить свою независимость и обеспечить процветание вплоть до 80- х годов 19 века, когда мозабиты вынуждены были признать французское господство. 

Однако и здесь им удалось добиться определенных уступок. И под властью французов они смогли сохранить широкую степень автономии, выплачивая французам дань в обмен на сохранения определенной части суверенитета. 


 Были и иные отдельные ибадитские республики (аззаба) и хакиматы -  на острове Джерба (Тунис),  в Аурасе у племен Хаввара, а также в Гадамес и ,вероятно, на Сицилии. Также присутствие общин ибадитов было отмечено и в Андалузе, где, возможно, они также пользовались той или иной степенью самоуправления.

  Расположение  ибадитских городов - республик и племен, исповедовавших ибадизм в 14 (8) веке описал ибн Абу Талиб Ансари ас-Суфи Ад Димашки: " К числу сахарских стран относится Варкалан. Между Варкаланом и Тадмаккой — расстояние в пятьдесят переходов. Варкалан — это семь крепостей, населенных берберами. Эти берберы — ибадиты (имеется ввиду регион Мзаб, ныне Алжир). К числу стран, о которых идет речь, относится Гадамес. Между ним и Варкаланом — сорок переходов. Это прекрасный город с многочисленными финиковыми пальмами. Жители его — также ибадиты. Между ним и горами Нафуса — семь дней пути по пустыне. А длина этой горы с востока на запад — шесть миль, и говорят, шесть дней пути. В этих горах есть деревни и населенные места, а их столица — Шаруш. Жители этих гор — также ибадиты. С этими горами граничат горы Аурас. Длина этих гор — семь дней пути. В них есть многочисленные крепости, которые населяют хаввара. Они — также ибадиты." 

 К этому же периоду  относится и посещение ибн Баттутой государства Мали к югу от Сахары, где он также встречает ибадитов, которые были потомками переселенцев - основателей первых мусульманских городов в этой стране, принесших на эти земли ислам. 

В часьности, он писал - " После десятидневного перехода от Айвалатена мы прибыли в селение Дьягари... Это большое селение, его населяют черные купцы; называются они “ванджарата” ... Вместе с ними живет группа белых, принадлежащих к мазхабу ибадитов .... ; они называются “саганого”... Сунниты же маликиты из числа белых именуются у них “туре”..."

  Раннее главным центром ибадизма в Мали и колонией ибадитов был процветающий город Гао, который во время Рустамидов приобрел важнейшее значение, в качестве главной торговой фактории к югу от Сахары, но постепенно уступивший свою ведущую роль маликитскому Тимбукту. 

воскресенье, 10 апреля 2016 г.

ИМАМАТ РУСТАМИДОВ (I - РАСЦВЕТ 772 – 872 )



    В 758г. Имам (ибадиййа) Магриба Абу-л-Хаттаб назначил Абд ар-Рахмана ибн Рустама, одного из «Носителей знания» (Хамалат аль Ильм), своим наместником в Кайруане. 

   В 761г. Кайруан, завоеванный наместником Египта ибн ал-Ашасом, переходит под власть Аббасидов. Абд ар-Рахман отступил в Средний Магриб (Алжир), где продолжает руководить племенами амазигов, признававших его авторитет, в качестве наместника правителя. Чтобы быть равноудаленными от местных племен и не вызывать конфликтов по поводу месторасположения ставки, Абд - ар Рахман сделал своей столицей заброшенную римскую крепость (лагерь легиона) Тахарт (римский - Тиарет в настоящее время - Тагдемт), расположенный на склоне Джебель-Джоззуля, возвышавшийся на тысячу метров над степными пастбищами. Отсюда он смог заново на короткое время (772 год ) утвердиться в Кайруане. 

  Абд ар-Рахман ибн Ростем стал губернатором нового имама ал-ибадиййа в Магрибе Абу Хатима аль-Малзузи. Спустя несколько месяцев после его гибели, ибн Ростем оставил Кайруан и отступил в свою резиденцию – Тахерт, продолжал осуществлять руководство над большей частью племен Среднего Магриба (Алжир), тогда как в Ифрикии и Кайруане утвердились Аббасиды в лице их амира  Мухаллабида Хатима аль Азди, который основал местную династию аббасидских наместников, вернув на время "величие и славу" потомкам Мухаллаба ибн Ас-Суфры, раннее в Омеййадскую эпоху бывших  друзьями и союзниками ибадитов. 

    В 777г. Абд ар-Рахман после 5 лет успешного противостояния с правителями Кайруана и Триполи смог обеспечить безопасное существование своего государства, расширив его пределы. В частности, он отвоевал у Мухаллабидов побережье. Были открыты и отстроены порты, через которые наладились тесные торговые и политические контакты с Омейядами из аль-Андалуза. Тогда же и был провозглашен «имамат зухур» («свобдного исповедания веры»), а Абд ар-Рахман, до этого возглавлявший «совет шейхов» , был избран имамом.
   
     Избранию ибн Ростема кроме его личных достоинств и качеств способствовало и то обстоятельство, что он не относился ни к одной из влиятельных фракций, не только не будучи членом племен амазигов (берберов), но и арабом, которые среди ибадитов Магриба были в большинстве представителями хадрами (народа Хадрамаута), в то время как новый имам был персом. 

     С согласия совета улама и шейхов племен должность имама была закреплена за  представителями семьи ("Дома") Абд ар Рахмана.  Они сочли такую практику оправданной, чтобы избежать конкуренции между представителями местных колен и кланов амазигов (берберов) в их возможной борьбе за имамат. При этом сама процедура выборов имама не отменялась, но претенденты на избрание ограничивались членами семьи Абд ар-Рахмана. 

   Так было основан Имамат Рустамидов. 

    Имам Абд ар Рахман в ходе своего правления установил мирные отношения со всеми соседями, что способствовало процветанию имамата. Так, в следующие годы Тахарт стал быстро заселяться. Причем переселенцы прибывали сюда из самых отдаленных областей исламского мира, привлеченные как изобилием плодородных земель, так и слухами о справедливом государственном устройстве. Вскоре все окрестные земли были орошены и стали обрабатываться, а сам город превратился в ключевой центр африканской и, прежде всего, транс сахарской торговли. Сюда кочевники пригоняли в летнее время стада и обменивали продукты скотоводства на зерно у жителей Телля. По прибытии вожди [племен] встречались с именитыми гражданами, затем возвращались в свои кочевья. «Не было чужеземца, — пишет суннитский ученый Ибн Сагир, который длительное время проживал s Тахерте  — который, посетив город, не обосновывался бы в нем и не строил бы себе там жилье, будучи прельщен царящим изобилием, праведным поведением имама, его справедливостью по отношению к народу и безопасностью, какою пользовались все жители и их имущество. Вскоре о каждом доме в городе говорили: этот дом принадлежит такому-то из Куфы, этот — такому-то из Басры или из Кайруана; вот мечеть пришедших из Кайруана и их базар; вот мечеть и базар пришельцев из Басры или из Куфы». 

   В конце жизни Абд ар-Рахмана делегация ибадитов Басры, посетивших город, отмечала в своем донесении, что Тахарт изменился во всех отношениях — здесь появились дворцы, плодовые сады, мельницы, хорошо экипированная конница, большое количество рабов , но сам имам Абд ар-Рахман продолжал вести аскетичный образ жизни. Так, — согласно Ибн Сагиру — Ибн Ростем, занятый заделыванием щелей на своей террасе, сначала закончил работу и только потом слез с лестницы, чтобы принять ибадитских посланцев из Ирака. Он предложил им лепешки с жиром и топленое масло. В комнате была только подушка, на которой он спал, его сабля и пика, а в другой части дома был привязан его конь. Он отослал обратно второе посольство (из Ирака), вернув им подарки, говоря, что его община не столь бедна, чтобы принимать дары.

    Имам Абд ар-Рахман умер в 787 (171 ) году. 

   Утверждение нового имама, вопреки согласованной прежде позиции о принадлежности имамата к семье Абд ар Рахмана ибн Ростема, встретило противодействие некоторых племен амазигов. Ряд берберийских кланов не согласились признать выборы имама, которым стал сын Абд ар-Рахмана — Абд ал-Ваххаб б. Абд ар-Рахман. По мнению их вождей, сами выборы были пустой формальностью, с учетом того, что никакой иной кандидатуры кроме Абд ал-Ваххаба не рассматривалось. Шейхи амазигов, таким образом, сочли данный акт, противоречащим шариату. При этом, они не считали себя нарушителями договора относительно раннее данного согласия на выбор имама из числа членов семьи Ибн Рустама, так как, они полагали, что выборов не было в принципе. Абд ал-Ваххаб вынужден был пойти навстречу требованиям берберийских шейхов и согласился созвать Совет для новых выборов имама. Целый месяц длился спор по поводу двух кандидатов: Абд ал-Ваххаба ибн Абд ар-Рахмана и Масуда ал-Андалуси. В конце концов, лидеры ибадитов подтвердили правомочность правления Абд-ал-Ваххаба простым голосованием, - отдав за него большинство голосов. Однако, один из вождей амазигов - Йазид бин Фандин, принадлежавший к отдельной группе ибадитов – аль-нуккар, к которой относились, прежде всего, племена раннее исповедовавшие софризм, чьи взгляды в большей степени совпадали с нуккаритами, чем с ортодоксальными ибадитами – аль-вахбийа (сторонники строгого следования принципам первого имама мухаккимитов ибн Вахба ар Расиби, отсюда и название и людей Ан-Нахраван) , несмотря на все доводы, отказался признать эти выборы и со своими людьми пытался ворваться в дом имама и сместить его силой, но нападение было отражено, а Йазид ибн Фандин погиб в схватке. После этого и до конца имамата Абд ал Ваххаба страна под его руководством продолжала развиваться и процветать. 

   В 812 г. Триполитанские ибадиты из племен Нафуса, входившие в сотав имамата попытались овладеть Триполи, некоторое время осаждали город, но не смоги его взять. Но после смерти Ибрахима I — основателя тунисской династии Аглабидов, признававшей авторитет Аббасидов — Триполи добровольно признал власть Рустамидов, а представители племени Нафуса стали его губернаторами. Это послужило укреплению авторитета Рустамидов в областях между Тахартом и Триполи, особенно в Джериде и части Заба, которые также вошли в состав Рустамидского государства. Таким образом, столица Аглабидов Кайруан и, принадлежавший им Тунис, были окружены со всех сторон территорией ибадитов. 

    Абд ал-Ваххаб еще при жизни передал многие государственные дела в ведение своего сына Афлаха, который своей исполнительностью и справедливостью заслужил уважение представителей племен и улама и  был избран имамом в 823 г. 

  Во времена Афлаха ибадиты начинают осваивать территорию к югу от Сахары - Биляд ас Судан (прежде всего современные Нигер и Мали), с народами которого они наладили торговые связи. Теперь же дело дошло до образования постоянных поселений и городов, таких как Гао и Дженне, которые посещали и где проживали, в том числе и члены правящего дома Рустамидов. Кроме того, многие правители местных народов и многие жители этих мест были обращены в ислам. 

    При имаме Афлахе началась новая война с Аглабидами, чей правитель Абу – ль Аббас смог отвоевать у ибадитов некоторые области Среднего Магриба, где построил крепость аль-Аббасийа, названную в честь своих сюзеренов. Имам Афлах смог захватить и разрушить эту крепость, вернув потерянные территории. В этой связи стоит отметить, что это событие вызвало радость и в Кордове и Андалузе, где правили Омеййады, с которыми у Рустамидов сложились наиболее доверительные отношения. Узнав о взятии и сожжении Аббасии, Кордовский правитель направил имаму Афлаху 100 000 дирхемов, в качестве признания его заслуг в деле борьбы с ненавистными ему Аббасидами. Еще раннее в 822 году (207) году эмир Кордобы Абд ар Рахман II устроил теплый прием трём сыновьям Абд ал-Ваххаба, которые возглавили посольство, чтобы приветствовать его приход к власти в Андалузе, где те проживали длительное время. Стоит отметить, что в 844 году (229) году Кордоба официально проинформировало Тахерт о победе, над вторгнувшимися в халифат викингами. Это было связано, в том числе, с тем, что многие видные представители семьи Рустамидов и племен амазигов, исповедующих ибадизм,  занимали высокие должности в Кордове, включая военных амиров и визирей. Этот же период – господства Омеййадов в Андалузе, -был отмечен появлением многих книг, написанными ибади-учеными в этой стране, где они могли работать открыто, не опасаясь преследований ...

четверг, 31 марта 2016 г.

ВТОРОЙ ИМАМАТ ИБАДИЙЙА В МАГРИБЕ



    После падения Первого Имамата в Магрибе (Триполитания),  руководство аль-ибадиййа в Басре направляет в Северную Африку "Хамалат аль Ильм" ("Носителей знания"), в состав которых вошли и представители местных племен, получивших образование в Басре. Задачей этой миссии было, прежде всего, восстановление боеспособность сил ибадитов,  которые продолжали контролировать регион Джебель Нафуса, пополнение их новыми сторонниками и, наконец, подготовку нового выступления. Деятельность "Носителей знания" ("Хамалат аль Ильм") была  успешной. За короткий период к движению аль-ибадийа примкнула значительная часть племен амазигов (берберов), раннее связанных с хариджитами-софритами.       
    
   В 757 году в местечке Саййад , что в Триполитании, собрался меджлис-шура с участием всех ведущих шейхов и знати племен амазигов, придерживающихся ибадизма и "носителей знания", где было принято решение начать войну с Аббасидами, незадолго до этого утвердившимися у власти на большей части исламского мира. Теперь из Триполи,  через своих наместников,  Аббасиды требовали  признания собственной легитимности и от берберских (амазиг) племен ибадитов Триполитании - Нафусы и Хаввары, которых так и не смогли покорить Омеййады. 
    
   В ответ на это, ибадитами Магриба был провозглашен новый Имамат аль Ибадийа, известный как Второй Имамат. Имамом был избран один из прибывших из Басры «Носителей знания» - факих и кади Абу-ль-Хаттаб аль Маафири аль Химьяри. Имам тут же повел войска на Триполи, нанес поражение силам губернатора Аббасидов и взял город, сделав его столицей Имамата. 
    
    В этом же (757 г.) ибадиты уже господствовали во всей Триполитании, части Киренаики и Ифрикии, изолировав столицу Арабского Магриба – Кайруан. Этот город, будучи лишен поддержки, подвергся атаки с запада и был завоеван племенами софритов - урфеджума.  Они, по сообщениям летописцев, "предались дикому разгулу." Жителям Кайруана  ничего более не оставалось, как обратиться за помощью к ибадитам и их имаму Абу-ль-Хаттабу.

    Абу-ль- Хаттаб в этот момент был занят борьбой с египетским наместником Аббасидов в Киренаике. Получив послание от кайруанцев, он бросил свои войска на Кайруан и летом 758 овладел им. Будучи "возмущенный преступлениями, которые совершали хариджиты", Абу-ль-Хаттаб "учинил там страшную резню урфеджума, несмотря на свои умеренные взгляды." [Однако, следует учитывать, что, в данном случае, берберы урфеджума следовали скорее своим доисламским нравам, чем принципам софризма, ибо как правильно заметил историк Ш.-Андре Жюльен: "Хариджизм, естественно, был приспособлен берберами к своему революционному темпераменту. Они превратили софризм, принципиально не признававший террора, в доктрину прямого действия, подобно азракизму на Востоке."] 

    В ходе дальнейших операций против софритов, ибадиты уже утверждают свою власть во всей Ифрикии (Алжир), а племена софритов Атласа, Рифа и территории современной Кабилии признают Абу-ль-Хаттаба своим имамом. В результате,  Имамат Абу-ль-Хаттаба простирается от Марроко до Киренаики, охватывая весь Магриб к 759 году. 

   Воспользовавшись переносом военных действий в западные области Магриба, Мухаммад бин аль Ашас ал Хузаи, наместник Аббасидов в Египте, получив военные подкрепления из Ирака и Шама, посылает свою армию под командованием ал Аввама бин Абд аль Азиза аль Баджали для того, чтобы она отвоевала Киренаику и Триполитанию . Однако, Абу-ль-Хаттаб успел сосредоточить силы и предотвратить вторжение, разгромив армию Аббасидов еще до того как она вступила в Триполитанию, после чего ибадиты вновь занимают Киренаику. 

   В следующем (760) году Аббасиды посылают новое войско во главе с Абу-ль-Ахвас Умаром бин аль Ахвас аль Иджили против Имамата, но в сражении у города Зафран Марса ибадиты наносят и ей поражение. 

   В таких условиях, Абу Джафар «аль-Мансур» Аббасид направляет в Египет новые подкрепления и требует от наместника, чтобы он лично возглавил поход против Абу-ль-Хаттаба. В 761 году Мухаммад бин аль Ашас ал Хузаи - наместник Аббасидов в Египте, возглавил армию и вторгся в Триполитанию, где затеял с ибадитами авангардные сражения и смог ложным маневром отступления растянуть их силы, после чего , получив новые подкрепления, неожиданно атаковал их у города Tawurgha (Taurgha), недалеко от побережья, в несколько днях пути к востоку от Триполи. В упорном сражении ибадиты понесли поражение, а имам Абу-ль-Хаттаба был убит. 

   После этого, аббасидские войска завоевывают Триполи, хотя большая часть территории по-прежнему остается под контролем бывшего губернатора имама Абу-ль-Хаттаба в Триполитании - Абу Хатима аль-Малзузи, во главе с непокорными Нафуса.  Его и  избирают новым имамом (на правах имама дифа – обороны). 

  Тем не менее, в этом же году Мухаммад бин аль Ашас смог захватит у ибадитов столицу Магриба – Кайруан и отвоевать часть Ифрикии. В то же время, здесь, также как и в Триполитании, «чернознаменным» (аббасидам) не удалось нанести ибадитам решающего поражения и большая часть их войска, во главе с губернатором Кайруана – Абд ар Рахманом ибн Рустамом аль Фарси, избежав разгрома, отошла во внутренние районы страны. 
Там, на месте бывшего римского лагеря легионеров , у которого сохранились многие укрепления, Абд ар Рахман создает собственную укрепленную базу – Тахерт, куда стали стекаться подкрепления, направляемые лояльными племенами амазигов. 

   В свою очередь, софриты, воспользовавшись ослаблением ибадитов, провозгласили в Марроко собственное государство с центром в Сиджильмасе, хотя и продолжали оказывать поддержку ибадитам. Те же на протяжении 7 лет препятствовали попыткам аббасидских наместников Кайруана и Триполи утвердить их власть во внутренних районах Ифрикии и Триполитании, за исключением побережья. Пока, наконец, в 768 году имам Абу Хатим аль-Малзузи, воссоздав армию и восполнив потери, сам не начал наступление. 

   Он вернул контроль над Триполи и разбил объединенную аббасидскую армию Триполитании и Кайруана, во главе с наместником в Ифрикии Умаром ибн Хафсом, по прозвищу Хазармард. Осадил ее остатки в крепости Тубна аль Заб. Для ее деблокирования было направлено новое войско Аббасидов из Египта. Абу Хатим аль-Малзузи атаковал её у руин древнего Макомадеса Сиртиса и нанес ей поражение, таким образом, обезопасив тыл со стороны Египта. Имам подступил к Кайруану, которым овладел в 771/72 году, объединившись с силами Абд ар Рахмана ибн Рустама из Тахерта. Оттуда Абу Хатим выступил навстречу новой армии «чернознаменных» (аббасидов) во главе с Хатимом аль Азди. В битве у Джанби (или Джандуба /Djanduba) Абу Хатим был убит, а ибадиты разбиты. Аббасидские войска вновь овладели Триполи и продвигались к Кайруану. 

  Абд ар Рахман ибн Рустам счел целесообразным оставить город, вывести из него всех своих сторонников и отступить в хорошо укрепленный Тахерт, опасаясь того, что для обороны столь крупного города, как Кайруан, он будет вынужден задействовать все свои силы, которые, в случае неудачи, ждет верная гибель. После же оставления Кайруана, Абд ар Рахман смог успешно противостоять новому наступлению Аббасидов. Таким образом, ибн Рустаму удалось удержать власть над большей частью Алжира, включая и побережье, так и внутренними районами Триполитании, где племена ибадитов Нафуса так и остались непокоренными. С этого момента берет начало Имамат Рустамидов.

понедельник, 22 февраля 2016 г.

АЛ ИБАДИЙЙА В МАГРИБЕ И ПЕРВЫЙ ИМАМАТ ИБАДИТОВ МАГРИБА (триполитании)



    Начиная с момента раскола и разделения мусульман, мухаккимиты присутствовали в исламском Магрибе, как  среди ранних арабских военных поселенцев, так и  участников африканских военных экспедиций.  Вероятно, после пленения и  гибели Мухаммада бин Абу Бекра в Египте, где он был наместником Али бин Аби Талиба (пусть Аллах окажет почет и достоинство его лицу), в его противостоянии с Муавийа и Амром бин аль-Асом,  многие его сторонники затем выступили в поддержку людей Ан Нахраван, отступили на запад и ушли в труднодоступные районы Магриба, где занимались призывом среди христианских, иудейских и языческих племён амазигов (берберов), способствовали распространению среди них ислама, организовывали общины верующих. Также многие противники Бану Омейя и сторонники мухаккимитов, искали спасения от репрессий в военных контингентах, ведущих джихад в отдаленных землях Северной Африки. На раннее присутствие ибадитов/мухаккимитов указывает и такое обстоятельство, что  некоторые берберийские народы были преобразованы  из христианства и/или иудаизма непосредственно в ислам «ибадитского толка», в частности, один из крупнейших народов амазигов (берберов) Ливии - Нафуза. 

   Институциональное становление ал-ибадийа в Северной Африке связывают прежде всего с прибытием из Басры, - центра ибадизма,  пятерых видных ученых – шейхов,  «хамалат аль ильм» ("носителей знания"), во главе с Саламой б. Саад аль-Хадрами . Они были направлены главным Имамом ал-ибадийа,  в ответ на просьбу северо-африканских мухаккимитов, нуждавшихся в распространении среди них религиозных знаний,  организации институтов управления, судопроизводства и т.д.. Также предполагалось выбрать из числа местных берберских племен и арабов кандидатов, отправить их на обучение в Басру, чтобы затем те могли сами уже вернуться в качестве "носителей знания" -судей, факихов, чтецов Корана. Они также должны были выполнить и иное поручение - подготовить и организовать вооруженное выступление племён амазиг против власти Омейядов.  На этом этапе подобная работа велась и в иных общинах ал-ибадийа, в том числе в Йемене, Омане и Хурасане. 

  Тогда, после смерти праведного имама Умара ибн Абд аль Азиза, его преемники уничтожили все достижения его реформ и ибадиты в сложившихся обстоятельствах взяли курс на вооруженную борьбу с правителями из Бану Омейя, лишившись надежд, после гибели Умара, на возвращение праведного руководства мирным путем. 

 Точная дата этой миссии неизвестна. Можно лишь утверждать, что Салама и его товарищи оказался в Кайруане никак не позже 104-107 гг, ( 722 - 725 ГЛ), так как он пришел туда вместе с Икримой - мавали ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который умер между этими датами. 

  Роль Саламы б. Саада в организации движения муххакимитов/ибадитов в Магрибе, по мнению ибади ученых, сравнима с ролью Абдуллаха ибд Ибада в Машрике, - Салама был правой рукой имамов ибадитов Джабира бин Зейда и Абу Убейды Муслима на Западе, как Абдуллах ибн Ибад на Востоке. 

   Салама б. Саад был убежденным сторонником вооруженного восстания и провозглашения «Имамата свободного исповедания веры» в Магрибе. В частности, как передал Имам Абд аль-Рахман б. Рустам, Салама говорил : «Я хочу, чтобы это дело (т.е. Имамат ал-ибадийа) проявился (зухур) в один прекрасный день, пусть даже с утра и до вечера, увидев это, я был бы счастлив положить свою голову на плаху»(смысл).  Хотя Салама покинул этот мир еще до того, как ибадиты смогли утвердить Имамат Зухур в Магрибе, его вклад в его становление нельзя недооценивать. 
   
   «Великая берберийской революции»,  которая началась в 740 году в горах Атласа и Рифа и проводилась исключительно под флагами последователей мухаккимитов  - ал-ибадийа и ас-софрийа, уничтожила господство Омеййадов в Магрибе. На тот момент подавляющее большинство северо-африканских племён амазигов исповедовали либо ибадизм, либо софризм, в то время как влияние «правительственных мазхабов» ограничивалось лишь крупными городами, такими как Кайруан и Триполи, хотя и в них были значительные по численности общины ибадитов.  

  Кроме упомянутого народа Нафуса,  мазхаба  аль – ибадийа в тот исторический период придерживались также большие берберийские народности - Хаввара, Лаввата, Загана и Зената и ряд более мелких племён, хотя многие из - них сперва были на позициях софриитов, также как и племена Бергвата, Гомара и Микнаса. 

   Именно софриты, к которым тогда принадлежало и племя Зената, восстали первыми и добились серьезных успехов во главе с представителем этого народа - Халидом ибн Хамидом аль-Занати, который возглавил восстание софритов  на территории современного Марроко и Западного Алжира, после того, как его предшественник Майсара, поддавшись панике отдал приказ об отступлении войска и в результате был убит. 

  Вместо Майсары вождем софритов становиться Халид. В 740 году он одержал блестящую победу над отборным войском Омейаядов в Ифрикии. Эта битва получила название "Битва дворян"( غزوة الأشراف, Ghazwat al-Ashraf). В этом сражении плохо вооруженные берберы-суфриты уничтожили 10000 отборных ифрикийских арабских всадников Омеййадов ("дворян"), вместе с которыми погиб и омейядский губернатор Ифрикии Халид ибн Аби Хабиба аль-Фихри и арабскому господству в Марроко был положен конец, вместе с гибелью всего арабского войска, которое насчитывало до 30 тыс. воинов (включая 10 тыс. указанных дворян). 

   Халиф Хишам,  узнав об этом поражении пришел в ярость и обещал направить против Халида такое войско, один конец которого будет в Ифрикии, а другой в Дамаске и выполнил свое обещание, двинув против софритов огромную армию, в которую вошли все 30 000 сирийских гвардейцев Омейядов (всего в армии было собрано до 80 тыс. чел).

   В 741 году в результате сражения у Багдуры в долине р. Себу (современное Марроко) эта армия Омейядов была полностью разгромлена, только сирийская гвардия потеряла 18 тыс. убитыми. (всего потери составили до 40 тыс.). Погибли новый губернатор Ифрикии - Хабиб ибн Аби Обейда и командующий этой армией - Кульсум ибн Ийад аль Каси. 

   Лишь в сражениях 742 года у деревни Аснам и при аль-Карне (под Кайруаном) арабские войскам под командованием наместника Египта Ханзалы ибн Сафвана ценою огромных усилий удалось не допустить захвата столицы Арабского Магриба (Кайруана) и одержать победу над восставшими племенами. Однако, территории Западного Алжира и Марроко были потеряны Омеййадами окончательно. 

   Ибадиты восстали в 745 (127 ходу Х.),в Триполитании лишь после того, как губернатор Омейядов в Триполи - Ильяс б. Хабиб решил покончить с местной общиной ал-ибадийа. Опасаясь того, что ибадиты поддержат  софритов Магриба, наместник  решил действовать превентивно.   Ильяс приказал схватить и казнил ведущих лидеров ибадитов Триполи, в том числе шейха Абдулла б. Масуд аль-Туджиби. Похоже, что Ильяс бин. Хабиб недооценивал силу и организацию ибадитов в Триполитании, которые тут же, прослышав о репрессиях в Триполи, выступили с оружием в руках, открыв еще один антиомеййадский фронт.

  Ударной силой восставших стало местное ибадитское племя амазигов Нафуса.  Они избрали аль-Хариса б. Талиба аль-Хадрами (как и многие иные лидеры ибадитов Магриба был родом из Хадрамаута - "Хадрами") в качестве имама (имам аль-дифа – «имам оброны»). Ближайшим помощником Аль-Хариса стал его кади Абд аль-Джаббар б. Кайс б. Нусейра б., Рашид аль-Ансари ( мавали/клиент 'Ансара ). Им удалось очистить от сторонников Омейядов всю область между Габесом (Тунис)  и Сиртом и нанести поражение Ильясу бин Хабибу,  который был то ли смещен с поста губернатора, вследствие поражения, то ли погиб в этой битве с ибадитами. Однако, вскоре и Аль-Харис и Абд аль-Джаббар были убиты  Шуайбой бин Усманом - военноначальником Омейяадов, который стал новым губернатором Триполи. который потеснил ибадитов. 

   Вторым имамом ибадитов Триполитании избирается Абу аль-Зажир Исмаил б. Зияд аль-Нафузи, представитель амазиг (берберов) . Он смог отбить у Омейядов  всю Триполитанию, но его попытки взять Триполи оканчивались неудачей. Наконец против него были направлены значительные силы из Египта. Абу аль Заджир отступил в горы Джебель Нафуза, где первый имамат ибадитов Триполитании прекратил свое существование,  после пяти лет "Обороны" (Дифа) 127-132 гг (745-750 гг.), вернувшись на путь ал-Китман ("Тень") в которой пребывал в  течение семи лет.