среда, 6 июля 2016 г.

ИБАДИТЫ В МАЛИ (ГАО)



    "Возникновение этой социальной группы ( “саганого”-белые купцы, ибадиты в Мали - прим.моё) относится ко времени начала торговых контактов между мусульманской Северной Африкой и Суданом. Как можно судить по материалам ибадитских сочинений, ибадитские купцы из североафриканских городов, прежде всего из Тахерта, не только посещали Западный Судан, но и сравнительно подолгу жили там. И относятся эти сведения по меньшей мере к концу VIII в.. Притом с самого начала Гао фигурировал в этих сообщениях, как один из главных центров торговли с Северной Африкой, и именно ибадитские контакты с этим городом многое предопределили впоследствии в развитии ислама в Сонгайской державе. 

Дальнейшее развитие торговых связей Гао со Средиземноморьем нашло отражение в «Истории» ал-Якуби, где видны контакты уже не только с Марокко и Ифрикийей, но и с долиной Нила. Эти ранние сообщения ничего не говорят нам о положении, в каком находились североафриканские купцы в странах к югу от Сахары. Но первое сравнительно подробное описание столицы древней Ганы можно, мне думается, рассматривать, как отражение обстановки, сложившейся в итоге почти трех столетий торговых, культурных и иных взаимоотношений. И сравнение с ним принадлежащего гому же ал-Бакри описания Гао показывает, что к этому времени «город мусульман» выделялся в западноафриканских городских поселениях в отдельный квартал, пользовавшийся заметной автономией. 

Точно так же изображает положение мусульманской колонии и Ибн Баттута, рассказывая о столице Мали, но в его время, видимо, уже значительно ослабела изолированность мусульманских купцов и факихов, которых становилось в Судане все больше, от правящей верхушки малийского общества — это видно из уже упоминавшейся женитьбы купцов на сестрах мансы Сулеймана. Ибн Баттута при этом проводил достаточно ясную разграничительную линию между мусульманами белыми и черными: он, например, считал нужным подчеркивать то, что встреченный им в Ниани кадий Абд ар-Рахмак был «из черных». 

Вместе с тем марокканский путешественник зафиксировал и значительно продвинувшийся к его времени процесс вытеснения ибадитов сторонниками правоверного ислама маликитского толка; отмеченные им терминологические различия в обозначении этих двух групп мусульман к началу XX в. еще сохранялись в языках народов Судана. Но Ибн Баттута описал центральные области малийского государства гораздо подробнее, нежели их вассальное владение, каким было еще тогда сонгайское княжество в Гао. А здесь, насколько можно судить по тому, что в ТС ши Али назван «хариджитом», вытеснение ибадитства заняло гораздо больше времени, чем для этого потребовалось в районах, лежавших выше по течению Нигера. По-видимому, это вполне естественно: ведь именно Гао был одним из самых ранних центров взаимодействия ислама с традиционной Западной Африкой, но самый-то ислам появился в данном регионе скорее всего в его ибадитской разновидности. Надо, впрочем, сказать, что в Гао скорее всего до поры до времени не особенно обращали внимание на богословские различия в исламе. Во всяком случае, давние и прочные связи с ибадитскими центрами Северной Африки и Сахары не препятствовали правителям Гао устанавливать и поддерживать контакты с мусульманской Испанией, где хариджитство в любой его разновидности никогда не имело сколько-нибудь заметной массовой поддержки. ( вообще то как ибадиты Рустамиды были главными союзниками испанских Омеййадов и транссахарская торговля и была одним из практических наполнений подобной дружбы - прим. моё) Тем более это относится к рубежу XI—XII вв.— времени, которым датированы найденные в Гао мусульманские надгробные стелы, основное свидетельство судано-испанских связей. Эти стелы, из которых самая ранняя датирована 495/1103 г., сначала изготовлялись испанскими мастер. 

В отличие от Гао Томбукту, основанный на несколько столетий позднее, формировался как торговый центр уже в то время, когда ибадитское преобладание в транссахарской торговле стало прошлым. Кроме того, этот город связан был преимущественно с Марокко, а не с территорией нынешних Туниса и Алжира, где располагались главные центры ибадитов. В Марокко после объединения страны под властью Алморавидов окончательно и бесповоротно возобладал маликитский толк суннитского ислама. И Томбукту с самого начала выступал как центр маликитства, не отягощенный никакими хариджитскими традициями — ни ибадитскими, из Тахерта или Джебель Нефуса, ни суфритскими, из Сид-жилмасы. Я так подробно останавливаюсь на этом различии потому, что оно многое определило во взаимоотношениях между факихами Томбукту и Гао, а главное — между мусульманской верхушкой Томбукту и сонгайскими государями в Гао."

Комментариев нет:

Отправить комментарий