После падения Первого Имамата в Магрибе (Триполитания), руководство аль-ибадиййа в Басре направляет в Северную Африку "Хамалат аль Ильм" ("Носителей знания"), в состав которых вошли и представители местных племен, получивших образование в Басре. Задачей этой миссии было, прежде всего, восстановление боеспособность сил ибадитов, которые продолжали контролировать регион Джебель Нафуса, пополнение их новыми сторонниками и, наконец, подготовку нового выступления. Деятельность "Носителей знания" ("Хамалат аль Ильм") была успешной. За короткий период к движению аль-ибадийа примкнула значительная часть племен амазигов (берберов), раннее связанных с хариджитами-софритами.
В 757 году в местечке Саййад , что в Триполитании, собрался меджлис-шура с участием всех ведущих шейхов и знати племен амазигов, придерживающихся ибадизма и "носителей знания", где было принято решение начать войну с Аббасидами, незадолго до этого утвердившимися у власти на большей части исламского мира. Теперь из Триполи, через своих наместников, Аббасиды требовали признания собственной легитимности и от берберских (амазиг) племен ибадитов Триполитании - Нафусы и Хаввары, которых так и не смогли покорить Омеййады.
В ответ на это, ибадитами Магриба был провозглашен новый Имамат аль Ибадийа, известный как Второй Имамат. Имамом был избран один из прибывших из Басры «Носителей знания» - факих и кади Абу-ль-Хаттаб аль Маафири аль Химьяри. Имам тут же повел войска на Триполи, нанес поражение силам губернатора Аббасидов и взял город, сделав его столицей Имамата.
В этом же (757 г.) ибадиты уже господствовали во всей Триполитании, части Киренаики и Ифрикии, изолировав столицу Арабского Магриба – Кайруан. Этот город, будучи лишен поддержки, подвергся атаки с запада и был завоеван племенами софритов - урфеджума. Они, по сообщениям летописцев, "предались дикому разгулу." Жителям Кайруана ничего более не оставалось, как обратиться за помощью к ибадитам и их имаму Абу-ль-Хаттабу.
Абу-ль- Хаттаб в этот момент был занят борьбой с египетским наместником Аббасидов в Киренаике. Получив послание от кайруанцев, он бросил свои войска на Кайруан и летом 758 овладел им. Будучи "возмущенный преступлениями, которые совершали хариджиты", Абу-ль-Хаттаб "учинил там страшную резню урфеджума, несмотря на свои умеренные взгляды." [Однако, следует учитывать, что, в данном случае, берберы урфеджума следовали скорее своим доисламским нравам, чем принципам софризма, ибо как правильно заметил историк Ш.-Андре Жюльен: "Хариджизм, естественно, был приспособлен берберами к своему революционному темпераменту. Они превратили софризм, принципиально не признававший террора, в доктрину прямого действия, подобно азракизму на Востоке."]
В ходе дальнейших операций против софритов, ибадиты уже утверждают свою власть во всей Ифрикии (Алжир), а племена софритов Атласа, Рифа и территории современной Кабилии признают Абу-ль-Хаттаба своим имамом. В результате, Имамат Абу-ль-Хаттаба простирается от Марроко до Киренаики, охватывая весь Магриб к 759 году.
Воспользовавшись переносом военных действий в западные области Магриба, Мухаммад бин аль Ашас ал Хузаи, наместник Аббасидов в Египте, получив военные подкрепления из Ирака и Шама, посылает свою армию под командованием ал Аввама бин Абд аль Азиза аль Баджали для того, чтобы она отвоевала Киренаику и Триполитанию . Однако, Абу-ль-Хаттаб успел сосредоточить силы и предотвратить вторжение, разгромив армию Аббасидов еще до того как она вступила в Триполитанию, после чего ибадиты вновь занимают Киренаику.
В следующем (760) году Аббасиды посылают новое войско во главе с Абу-ль-Ахвас Умаром бин аль Ахвас аль Иджили против Имамата, но в сражении у города Зафран Марса ибадиты наносят и ей поражение.
В таких условиях, Абу Джафар «аль-Мансур» Аббасид направляет в Египет новые подкрепления и требует от наместника, чтобы он лично возглавил поход против Абу-ль-Хаттаба. В 761 году Мухаммад бин аль Ашас ал Хузаи - наместник Аббасидов в Египте, возглавил армию и вторгся в Триполитанию, где затеял с ибадитами авангардные сражения и смог ложным маневром отступления растянуть их силы, после чего , получив новые подкрепления, неожиданно атаковал их у города Tawurgha (Taurgha), недалеко от побережья, в несколько днях пути к востоку от Триполи. В упорном сражении ибадиты понесли поражение, а имам Абу-ль-Хаттаба был убит.
После этого, аббасидские войска завоевывают Триполи, хотя большая часть территории по-прежнему остается под контролем бывшего губернатора имама Абу-ль-Хаттаба в Триполитании - Абу Хатима аль-Малзузи, во главе с непокорными Нафуса. Его и избирают новым имамом (на правах имама дифа – обороны).
Тем не менее, в этом же году Мухаммад бин аль Ашас смог захватит у ибадитов столицу Магриба – Кайруан и отвоевать часть Ифрикии. В то же время, здесь, также как и в Триполитании, «чернознаменным» (аббасидам) не удалось нанести ибадитам решающего поражения и большая часть их войска, во главе с губернатором Кайруана – Абд ар Рахманом ибн Рустамом аль Фарси, избежав разгрома, отошла во внутренние районы страны.
Там, на месте бывшего римского лагеря легионеров , у которого сохранились многие укрепления, Абд ар Рахман создает собственную укрепленную базу – Тахерт, куда стали стекаться подкрепления, направляемые лояльными племенами амазигов.
В свою очередь, софриты, воспользовавшись ослаблением ибадитов, провозгласили в Марроко собственное государство с центром в Сиджильмасе, хотя и продолжали оказывать поддержку ибадитам. Те же на протяжении 7 лет препятствовали попыткам аббасидских наместников Кайруана и Триполи утвердить их власть во внутренних районах Ифрикии и Триполитании, за исключением побережья. Пока, наконец, в 768 году имам Абу Хатим аль-Малзузи, воссоздав армию и восполнив потери, сам не начал наступление.
Он вернул контроль над Триполи и разбил объединенную аббасидскую армию Триполитании и Кайруана, во главе с наместником в Ифрикии Умаром ибн Хафсом, по прозвищу Хазармард. Осадил ее остатки в крепости Тубна аль Заб. Для ее деблокирования было направлено новое войско Аббасидов из Египта. Абу Хатим аль-Малзузи атаковал её у руин древнего Макомадеса Сиртиса и нанес ей поражение, таким образом, обезопасив тыл со стороны Египта. Имам подступил к Кайруану, которым овладел в 771/72 году, объединившись с силами Абд ар Рахмана ибн Рустама из Тахерта. Оттуда Абу Хатим выступил навстречу новой армии «чернознаменных» (аббасидов) во главе с Хатимом аль Азди. В битве у Джанби (или Джандуба /Djanduba) Абу Хатим был убит, а ибадиты разбиты. Аббасидские войска вновь овладели Триполи и продвигались к Кайруану.
Абд ар Рахман ибн Рустам счел целесообразным оставить город, вывести из него всех своих сторонников и отступить в хорошо укрепленный Тахерт, опасаясь того, что для обороны столь крупного города, как Кайруан, он будет вынужден задействовать все свои силы, которые, в случае неудачи, ждет верная гибель. После же оставления Кайруана, Абд ар Рахман смог успешно противостоять новому наступлению Аббасидов. Таким образом, ибн Рустаму удалось удержать власть над большей частью Алжира, включая и побережье, так и внутренними районами Триполитании, где племена ибадитов Нафуса так и остались непокоренными. С этого момента берет начало Имамат Рустамидов.