суббота, 5 декабря 2015 г.

ВТОРОЙ ИМАМАТ АЛ-ИБАДИЙЙА В АРАВИИ



    Несмотря на гибель имама  Джуланды бин Масуда в 752 году и потерю значительной территории, ибадиты Омана не прекратили войну с Аббасидами и провозгласили "Имамат Дифа" - имамат обороны, в котором каждый год переизбирали имамов, осуществлявших руководство над сохранившими независимость регионами страны, прежде всего прибрежными.  

     В  793 по ГЛ, после 40 - летней войны ибадитам Омана наконец удалось окончательно изгнать из страны войска Аббасидов вместе с их наместником Рашидом б. Назра и захватить их последний оплот - крепость Низва, где вместо Имамата "Обороны" (Дифа) был провозглашен Имамат "Открытого исповедания веры" (Зухур) - новое государство ибадитов Омана и Хадрамаута. 
   
   По окончании боевых действий ведущие религиозные деятели собрали Шуру в соседнем с Низвой городе Мана, чтобы выбрать Имама. Там возникли споры по поводу двух кандидатур - Мусы б. Аби Джабира - самой влиятельной фигурой и виднейшим из ученых людей в Омане и амиром басрийского военного контингента ибадитов, пришедшего на помощь оманцам, который до этого являлся Имамом "Оброны" (Дифа) - Мухаммадом б. Аби Аффан аль-Йахмади. Вскоре Шура постановила, что имамом будет Мухаммад б. Аби Аффан, так как, будучи басрийцем он, по мнению шейхов, будет равноудален от всех влиятельных оманских тайф. Тем не менее, имаму Мухаммаду не удалось избежать противоречий с наиболее влиятельной в Омане группой Джуландитов - потомков Раисов Омана и правителей Первого государства. Когда имам Мухаммад решил подавить их выступление силой,с нарушением принципов ведения войны - это вызвало недовольство оманских улама и они отстранили Мухаммада б. Аби Аффана от руководства. Мухаммад вынужден был принять это решение, оставить Оман и вернуться в Басру. 

   В качестве его преемника Имамом был избран Варит бин Каб аль-Харуси. С его избранием в стране прекращаются все племенные распри, а сам аль -Варит был известен своей мудростью и умеренностью. Во время его имамата Аббасиды попытались вновь завоевать Оман, разорили многие поселения, но потерпели сокрушительное поражение в битве при Хетта, а их амиры попали в плен. Тогда же Низва становится и главным центром ибадизма (ал-ибадийа) после того, как в Оман из Басры, которая до этого была "духовной столицей" ал-ибадийа, переселяется и последний Главный Имам  (которому присягали как имамы Омана и Хадрамаута. так и Магриба - Ифрикии и Триполитании, а также ибадиты иных регионов - Хурасана. аль Андалуза и т.д.) - Абу Суфьян Махбуб ибн аль Рахиль. Аль-Варит б. Каба руководил Оманом до 807 г.  Тогда произошло наводнение, которое угрожало затопило тюрьму вблизи Низвы. Имам приказал отпустить содержавшихся там пленных солдат Аббасидов, но когда увидел, что никто не идет их выпускать, боясь утонуть, пошел сам. В ходе этой спасательной операции, Аль-Варит погиб. 

   После смерти Варита имамом был избран Хассан бин Абдаллах аль-Йахмади (807—822 или 824 г). Хассан свое руководство ознаменовал началом строительства мощного флота и для этого временно перенес свою резиденцию ближе к морю - в порт Сохар, который в 9 веке был одним из крупнейших городов в регионе Персидского залива. С помощью флота Хасан рассчитывал не только защитить берега Омана от пиратов, которые стали представлять существенную угрозу, но и вернуть под управления Омана восточно-африканские колонии ибадитов, которые были фактически независимы со времен гибели Первого ибадитского государства Раисов - Джуландидов. Кроме того, он внес большой вклад в развитие ирригационной системы Омана и существенно облегчил положение сельскохозяйственных рабов, предписав временные ограничения для использования их на работах. 

   В 822 (или 824) году, после смерти Хасана, новым имамом становится Абд аль-Малик бин Хумайд аль-Алави. Несмотря на свой преклонный возраст, он правил в течение 17 лет. Абд аль-Малик увеличил флот Имамата и создал постоянную армию в количестве 10000 чел., которая на ротационной основе формировалась из жителей Омана, призывающихся под знамена, располагалась в основном лагере в Низве и в нескольких меньших лагерях в других частях страны. 

   Следующим Имамом был избран  Муханна ибн Джафар (840—851) Он был известен тем, что в период его правления Маджлис уль шейх после длительных дискуссий принял, в качестве основного, положение о сотворенности Корана. Последние годы он болел и управление находилось в руках ведущих алимов  и шуры уль улама, во главе с Мусой б. Али, которые подняли вопрос о его смещении по состоянию здоровья. В итоге же решили, чтобы продлить его Имамат на один год, а затем избрать нового Имама, именно в этот год Имам Муханна покинул этот мир ( 851 г. )

    Его преемником был избран Сальт ибн Малик аль Харуси, чье правления продлилось 34 года (851—886) и было самым длительным в эпоху Второго Имамата. В этот период сила Имамата значительно выросла, что позволило ибадитам не только контролировать восточно-африканское побережье и страну Зинджей, а также совершать экспедиции в Синд и Хинд, но и вести войны против Эфиопии. Началу этой войны положила военная экспедицию на остров Сокотра в Аравийском море, который незадолго до этого был захвачен христианами – хабаша (эфиопами). После изгания эфиопов с Сокотры Сальт ибн Малик решил перенести военные действия в саму континентальную Эфиопию. Эта экспедиция состояла из 100 судов. Цель этой войны была, прежде всего.  помощь мусульманам Эфиопии, подвергшимся в тот период преследованиям со стороны христиан. В результате длительной войны, ибадиты смогли отвоевать у христиан-хабаша Сокотру, острова Дахлак в Красном море и все побережье с крепостями у современных городов Массава и Зейла, которые были заселены мусульманами. 
  
   В то же время, дорогостоящие длительные военные экспедиции в Эфиопию, наряду с масштабными наводнениями в самом Омане, вызвали серьезное недовольство племенной верхушки, которая пыталась отстранить Имама Сальта от руководства. В результате, лидеру племенной оппозиции Мусе б. Мусе удалось сместись Сальта (но в отличии от омеййадских и аббасидских переворотов он не только не погиб, но и сохранил свободу, продолжая заниматься религиозной деятельностью). Несмотря на то, что уже вскоре Имамат был восстановлен, на правлении Имама Сальта заканчивается так называемый «золотой век» (793-893гг.) Второго Имамата и в Омане начинаются племенные междуособицы, чередующиеся с внешней агрессией – Аббасидов, Буидов, Карматов и Сельджуков. Каждое из этих вторжений было отражено, либо Оману после временной оккупации удавалось изгнать агрессоров, но эти войны в значитаельной степени ослабили Имамат, выдвинув на ведущие роли не ученых, а военных амиров и племенных вождей. Кроме того, справедливость правление в Имамате и высокий уровень благосостояния сослужили Имамату плохую службу, так как массовые переселения туда чуждых элементов, прежде всего племен бедуинов, которые вообще не были ибадитами усилили  трайболистическую и светскую составляющую Имамата. 

   Тем не менее, Второй Имамат, в котором имамы избирались из числа ведущих улама, просуществовал до 1154 года, когда Имам Абу-Джаббар Муса ибн Муса изгнал из страны Сельджуков, но вскоре был остранен своим ближайшем помощником и военноначальником - лидером племени Набхани, который утвердил в Омане монархическое правление, хотя и правители из рода Набхани по прежнему носили «титул» Имамов и официально не провозглашали Султанат. После Имама Сальта имамами были - Аззан ибн Тамим 890-897, Мухаммад ибн Хасан 897—898, Аззан ибн Хызр 898-899, Абдаллах ибн Мухаммад 899—900, Сальт ибн Касим 900, Мухаммад ибн Хасан (вторично) 900, Хасан ибн Сайд 900-904, Хавари ибн Матраф 904-912, Умар ибн Мухаммад ибн Матраф 912—, Мухаммад ибн Йазид, Мулла ал-Бехари , Сайд ибн Абдаллах —939, Рашид ибн Валид , Халиль ибн Шадзан 1009-, Рашид ибн Сайд -1053, Хафс ибн Рашид ибн Сайд, Рашид ибн Али, Абу-Джаббар Муса ибн Муса —1154 Реставрация же Имамата («Третий Имамат») произошла в 1406 году, когда Малик ибн Али ал-Хавари (1406-1429) сверг Набханидов и созвал шуру и был избран Имамом.

ПЕРВЫЙ ИМАМАТ АЛ-ИБАДИЙЙА В АРАВИИ



Первый раз мухаккимиты утвердились в Йемене (в Хадрамаут и Аден) в результате похода туда правителей Омана в 685 году, когда эти территории были очищены от войск верных Йазиду бин Муавийа и перешли под управление оманцев. Тогда же оманцы вели ожесточенную войну за эти земли с хариджитами-недждат (недждие), которые пытались подчинить себе южнойеменские территории киндитов. В одном из таких сражений погиб правитель(раис) Омана Аббад бин Абд в 686 году, но Хадрамаут и Тарим остались за Оманом. В свою очередь Северный Йемен вошел в состав государства (халифата) Абдуллаха ибн Аз Зубейра, устранившего от правления на 10 лет Омейядов. 

 В 692 году ибадиты (мухаккимиты) потеряли свои йеменские владения, потерпев поражения от войск Абд аль Малика ибн Марвана. Но и после утверждения в Йемене Омеййадов, ибадиты (мухаккимиты) продолжали сохранят там свое влияние, а мазхаб ал-ибадийа получила там широкое распространение. 

 Когда правителем исламского мира стал Умар II ибн Абд аль Азиз, который заключил договор с ибадитами, поддерживающими халифа во всех его начинаниях и реформах, на должность судьи в Хадрамауте был назначен ибадит - Абдуллах ибн Яхья аль Кинди, более известный как "Талиб уль Хакк" - близкий товарищ имама аль - ибадийа Абу Убейда Муслима. (другой ибади ученый - Ильяс ибн Муавийа был назначен кади в Басре). 
Однако, после прихода к власти халифа Хишама, который отменяет все достижения реформ Умара ибн Абд аль Азиза и возвращается к сунне Муавийа, ибадиты вновь оказываются в опале. 

 В этих условиях имам ахлю аль хакк уа аль истикама (ибадитов) Абу Убейда Муслима принимает решение о переходе после почти 50 лет мирного сосуществования с Омеййадами к вооруженной борьбе с ними. Первым меч поднял Абдуллах ибн Яхья аль Кинди. Талиб уль Хакк сплотил вокруг себя наиболее верных товарищей, всего несколько десятков, что необходимо было для провозглашения «Имамат Шира» (имамат джихада) и выступил против Бану Омейа, сперва действуя против них в Хадрамауте и Йемене, а затем перенес свои операции в Хиджаз. Его отряд увеличился после присоединения к нему новых групп противников Бану Омейа. 


 Прослышав об успехах восставших, имам Абу Убейда Муслим тайно формирует из ибадитов Басры военный отряд в несколько сотен человек и посылает его под предводительством Аль-Мухтара ибн Ауфа аль Азди, также известного как Абу Хамза, на помощь Абдуллаху ибн Яхье аль Кинди. Объединенное войско ибадитов, которое возглавил Талиб уль Хакк вторглось в Йемен, где разгромило в 745 году войско наместника Омеййадов – Джабалы ибн Махрама аль Кинди и захватило Сану, чьи жители поддержали ибадитов. После этого Омеййады направляют против Талиба уль Хакка и Абу Хамзы новые силы во главе с Аль Касимом ибн Умаром, которому удается вновь овладеть Саной, подвергнув страну опустошению, а жителей Саны за то, что они поддержали ибадитов - разорению. Но, потеряв какую либо поддержку йеменцев, войска Бану Омейя вскоре терпят поражение от ибадитов, которые снова утверждаются в Сане. 

 После этого в Йемене и Хадрамауте провозглашается имамат, полномочия которого подтверждаются имамом Абу Убейдой Муслимом, осуществлявшим общее руководство движением из Басры, действуя подпольно. Имамом Йемена и Хадрамаута избирается Талиб уль Хакк Абдуллах ибн Яхья аль Кинди. Таким образом имамат в Йемене становиться первым государством ибадитов, освободившимся из под власти Бану Омейа после 705 года, когда Хаджадж ибн Юсуф захватил Оман. Имамат продолжил военные действия против Омеййадов. 


В 747 году имам отправляет войско под командованием Абу Хамзы аль Мухтара в Хиджаз, где он наносит поражение силам губернатора Омеййадов в Мекке и изгоняет войска Бану Омейа из Хиджаза, после чего без боя входит в Мекку, где читает свою знаменитую проповедь, дошедшую до нас, как в суннитских, так и ибади источниках. Из Мекки Абу Хамза посылает отряд под командованием Балжи ибн Укба в Медину, которую тот также занимает без боя. 

Утрата Священных городов не могла оставить без внимание правителя (халифа) Марвана II, который задействует против ибадитов отборный сирийский корпус под начальством Абд аль Малика ибн Мухаммада ибн Атиййа ас Сади. В сражении на злосчастных равнинах Харры (там где потерпели поражения ансары от войск Йазида бин Муавийа) войска Омеййадов нанесли поражение ибадитам, а Абу Хамза пал в сражении. 

 После этого сирийский корпус ибн Атиййа ас Сади вторгся в Йемен. Имам вышел из Саны навстречу войскам Марвана II, с которым начинается противостояние, вылившееся в многочисленные стычки, пока, наконец в решающем сражении у Джураа войско ибадитов Йемена не потерпело поражение, а имам Абдуллах бин Яхья погиб. 

Новым имамом избрирается Абдуллах ибн Саид аль Хадрами.  После этого, армия Омеййадов захватила Сану и, утвердившись в северном Йемене, начала операции против ибадитов Хадрамаута, Адена и Тарима. Однако войска Бану Омейа встретили серьезное сопротивление у города Шибам, который стал новой столицей имамата, после потери ибадитами Саны. Все усилия Омейадов захватить город оканчивались неудачей, как и попытки закрепиться на остальной части имамата – в Тариме и Хадрамауте. 

 В результате, между ибадитами и омейадами был подписан договор, согласно которому халиф Марван признавал Имамат ибадитов в Хадрамауте и Тариме, в обмен на отказ последних от вооруженной поддержки иных повстанцев. Имамат нового имама Абдуллаха ибн Саида аль Хадрами был также подтвержден главой (имамом) всех ахлю аль хакк уа аль истикама (ибадитов) Абу Убейдой Муслимом из Басры. Таким образом, можно говорить, что на территории Омеййадского халифата вновь образовалось первое независимое от него государство, официально признанное самим халифом, который, однако, спустя недолгое время после этих событий сам был свергнут в результате Аббасидской революции. 

 В связи с договором между Хадрамаутом и Омеййадами, отрядам ибадитов, действующим в Омане пришлось рассчитывать на собственные силы, но успех им сопутствовал. Оманские ибадиты изгнали из страны омеййадские войска и провозгласили в 749 году в Омане – имамат. Его имамом был избран Джуланда ибн аль-Масуд ибн Джафар, принадлежавший к джуландидам – наследственным правителям Омана, чьи права были закреплены еще Посланником Аллаха да благословит его Аллах и приветствует. 

Имам Джуланда был в состоянии сперва отразить наступление армии новых правителей исламского мира – Аббасидов, а затем нанести поражение суфритам, бывшим сторонникам Даххака ибн Кайса, которые пытались закрепиться в Омане, прибыв туда на кораблях из Систана и требуя признать их амира в качестве общего как для ибадитов, так и софритов имама. Разбив софритов. Джуланда выгнал из Омана и высадившуюся вслед за ними армию Аббасидов. 
После этого Ас Саффах Аббасид направил в Оман новую армию, которой удалось в 752 году нанести поражение Джуланде ибн аль Масуду, который погиб в сражении. 

В то же время Аббасиды так и не смогли полностью покорить Оман. Ибадиты Омана, получив поддержку от имама Хадрамаута в течении 30 лет вели войну с Аббасидами, пока, наконец там не был провозглашен новый («второй») имамат, который включил себя как территорию Омана (современные Оман, ОАЭ и Катар) так и имамат Хадрамаута, который успешно отразил все аббасидские вторжения. (Имамат ибадитов Хадрамаута и Тарима просуществовал до 12 века, иногда как независимый имамат, иногда будучи вилайетом (областью) более обширного имамата с центром в Омане. После 12 века ибадиты, большинство ибадитов оставили Хадрамаут и Тарим и переселились в Оман или на побережье Восточной Африки,  некоторые же, оставшиеся в стране, со временем преобразовались в суннизм, тем не менее до сих пор в традициях мусульман Хадрамаута находят черты ибадизма.