среда, 6 июля 2016 г.

ИСЛАМ В МАЛИ



     Сказал АШ-ШАММАХИ: 

 "Вот еще одно из чудес, приписываемых ‘Али ибн Йахлафу (Афлях) (шейх ибадитов Магриба, Рустамид, сын имама), которые сделали его знаменитым как среди его сторонников, так и среди его противников. 
Ал-Бакри рассказал о нем в своем сочинении “Масалик ва-л-мамалик”, однако без упоминания шейха ‘Али и приписав его другому человеку. 
‘Али ездил по внутренним районам царства Ганы ради торговли. Он жил в этих местах и даже имел доступ к царю, который был очень значительным правителем, имевшим под своей властью двенадцать рудников с золотом, откуда добывали золотой песок. В стране имела место долгая засуха, и население обращалось с жалобами к царю. Это происходило в городе Малли. Были принесены жертвы идолам с просьбой об их помощи, но никакая помощь не пришла. В это время шейх ‘Али собирался уезжать. Царь сказал ему: “Обратись к своему Богу, может быть, Он нам поможет”. ‘Али ему ответил: “Нельзя, чтобы вы поклонялись иному богу, чем Он”. Тогда царь сказал: “Каким же образом исповедуют ислам?” Но никто не пошевелился… Тогда ‘Али провозгласил истину. Он вышел вместе с царем и отправился с ним на холм. Там он продолжал молиться, и царь подражал ему в его жестах, произнося “аминь” при взываниях шейха к Богу. Наутро дождь полил в изобилии, образовав потоки между ними и городом, такой величины, что они должны были возвращаться по Нилу (в данном случае имеется ввиду река Нигер, который мусульмане также называли Нил или Западный Нил) на лодке. И так длилось семь дней и семь ночей. Когда царь увидел это чудо, он созвал свой двор, своих вазиров, жителей города и жителей окрестностей. Все согласились принять ислам, но отказались те, кто жил далеко. Они говорили: “Мы твои слуги, но не меняй нашей веры”. Тогда он наложил на них следующее запрещение. Ни один неверный не должен входить в город под страхом смерти. И это запрещение долго соблюдалось. Шейх принялся обучать их молитвам, религиозным обязанностям, Корану. Шейх ‘Али показал царю письмо от своего отца, который торопил его возвращение и не позволял ему продлить свое пребывание в Судане (в зн. в Западном Судане, "Биляд Ас Судан") даже на короткое время. Он уведомил таким образом царя о своем намерении уехать. Но тот сказал “Это невозможно. Ты не можешь нас оставить. Мы опять вернемся к ослеплению, после того как увидели праведный путь”. Шейх же ответил: “Послушание отцу есть обязанность веры. Мой отец запретил мне оставаться, и я не нахожу для этого никакой отговорки”. Вот каким образом ислам проник в страну Судана, в Гану. Но впоследствии противники ибадитов стремились осведомить людей о своей вере, направлялись со всех сторон в эти страны и в конце концов направили их жителей по пути своего собственного учения”. 

Тоже передал и АД-ДАРДЖИНИ (ТАБАКАТ АЛ-МАШАЙИХ) : 

“Говорят, что он Йафлах ибн ‘Абд ал-Ваххаб (имам Рустамид), захотел совершить путешествие в Гугу [Гао], но отец приказал отказаться от путешествия, и он отказался, хотя уже приготовился к нему и объявил всем о нем. И передавали наши сподвижники, что ‘Али ибн Йахлаф (сын Йафлах ибн ‘Абд ал-Ваххаба) отправился в Гану в 575/1179-80 г. и достиг городов Мали. Царь города оказал ему высокие почести, а был этот царь язычником, и под его властью было великое царство, и все жители его были язычниками. Под его властью было 22 рудника, из которых извлекали золотой песок. Царь редко садился заседать, не усадив ученого вместе с собой из уважения к нему; и царь поражался его нраву и облику, и частому поклонению и соблюдению его религии, до тех пор пока он не решил уехать и уже удовлетворил свое желание и собирался отправиться в путь. А было это в год сильной засухи, и подданные обратились к своему царю с жалобой на постигшее их бедствие; и он приказал им молиться о ниспослании дождя. Они начали молиться, чтобы пошел дождь, и приносили жертвы по обычаю их религии, и принесли в жертву разных животных — крупный рогатый скот, овец, ослов и даже живых людей и кошек, и не было дождя. Царь сказал: “Может быть, ты обратишься к твоему Богу, которому вы поклоняетесь, чтобы он напоил нас?” ‘Али сказал ему: “Это не в моих силах, пока вы не верите в Него и не повинуетесь Ему. Вы поклоняетесь не Ему, а если уверуете в Него и будете повиноваться Ему, я сделаю это и попрошу, чтобы Он напоил вас”. Царь сказал ему: “Научи меня исламу и его предписаниям, чтобы я следовал ему, как и ты, а ты помолился о ниспослании нам дождя”. И он научил его, как признаться в исповедании ислама при двух свидетелях, и научил их. Затем ‘Али сказал: “Иди со мной к Нилу” (в данном случае имеется ввиду река Нигер, который мусульмане также называли Нил или Западный Нил) , они пошли, и ‘Али научил его, как совершать омовение. Царь очистился, и одел чистое платье, и поднялся с ним на холм над Нилом. И он научил его молиться, и помолился; затем он сказал: “Вот я помолился, сделай так, как я делал у тебя на глазах, а когда помолишься, скажи “амин” ; и они оба провели ночь в поклонении и мольбе к Аллаху Всемогущему и Великому, и на рассвете после молитвы сотворил Аллах, хвала Ему, тучу и то, что устремилось вниз с холма, пока не хлынули потоки между ними и городом. И принесла их лодка в Нил, и оба они плыли, пока не прибыли в город; и туча оставалась на месте полных семь дней, и лило днем и ночью, и это прибавило веры правоверному и отняло веру у неверного. Когда царь увидел то, что сотворил Аллах Всевышний, то призвал к исламу всех своих домочадцев, и они согласились, затем призвал принять ислам всех жителей города, и они сказали: “Мы — твои слуги”, и согласились, затем призвал тех, кто был близко от города из числа своих подданных, и большинство из них согласилось, затем призвал самых дальних, и они сказали: “Мы — твои слуги, и мы повинуемся тебе, а ты избавь нас от того, чего мы не желаем”, и он был великодушен к ним. Затем он решил, что в город войдет только верующий в Аллаха и его Посланника, а когда увидят язычников, пусть сражаются с ними и убивают. Тогда он сказал ему ‘Али: “Научи меня Корану и шариату”, и он учил его, пока царь не научился всему, чем он пользовался. А в то время, как он был у него в этом состоянии, пришло к нему письмо от его отца, в котором тот просил его приехать; и он сказал царю: “Знай, что я должен отправиться в путь”, и царь сказал: “Не разрешено тебе покидать нас, дабы мы снова не впали в слепоту после того, как увидели веру правильного пути”. ‘Али сказал: “Знай, что среди предписаний этой веры — почитание родителей, и отец запретил мне здесь оставаться, и это — его слова”. И когда царь увидел серьезность его намерений, то сделал добрым для него уход и возвращение домой; и они остались мусульманами, хвала Аллаху, Господу миров."

Комментариев нет:

Отправить комментарий