среда, 6 июля 2016 г.

ИБАДИТЫ МАГРИБА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ РУСТАМИДСКОГО ИМАМАТА



    Когда начался упадок Рустамидского имамата, связанный с междоусобицами племен, ибадиты Нафуса, претендовавшие на ведущую роль в нем, но оттесненные со своих привилегированных позиций представителями иных народов амазигов ("берберов"), утверждают собственный имамат в Триполитании. Однако, будучи лишенные поддержки Рустамидов, Нафуса терпят поражение от Аглабидов, оказываются под властью этих наместников Аббасидов, пока, наконец Ильяс ибн Мансур аль-Нафуси в 881 году, собрав все силы в 12000 мужчин, разгромил силы Абассидов и вновь создал независимый имамат в горах Джебель - Нафуза. Но и он был вновь завоеван Аглабидом Абу Исхаком Ибрахимом ибн Ахмадом, который устроил настоящий геноцид народа Нафуза. 

 Появление Фатимидов, ставших "могильщиками" как Аглабидов, так и Рустамидов и завоевавших весь Магриб, кроме Андалузаа, вернуло к жизни имамат Нафуза. Ибадиты Нафуза во главе с имамом- мудафи (дифа - обороны) Абу Закария Яхья аль- Ирджани (около 908-923)смогли отразить все попытки исмаилитов покорить эту страну, хотя и лишились всех территорий к северу от гор Джебель - Нафуса (хотя там до сих пор существует анклав ибадитов на побережье - город Зувара). 

 После гибели Абу Закария Яхья аль- Ирджани в сражении с Фатимидами имамом был избран его сын Захария ибн Яхья, который поддержал выступление нуккаритов (течение вышедшее из аль ибадийа и сближающееся с ас-суфрийа по некоторым положениям, которые отсутствуют у ибади) и их вождя Абу Язида, провозгласившего себя "старейшиной правоверных".  Захария став хакимом Абу Язида в Джебель Нафуза и Триполитании , а его народ - главной ударной силой этого восстания, охватившего все северо-африканские владения Фатимидов, поставившего  на грань уничтожения это государство исмаилитов. 

 После подавление восстания берберы Нафуса продолжали войну с исмаилитами и сохранили свою независимость и позже, хотя их правители уже не назывались имамы, а были только хакимами, в частности Зияридов,  и иных правителей, которых они признавали в качестве таковых, пока в 16 веке они не были завоеваны Османами. 

Став частью Османского государства, потеряли права на хакимат до 1916 года. Тогда губернатором Триполитании был назначен глава ибадитов Нафуза - Сулейман аль Баруни-паша, освободивший значительную часть этой области от итальянцев и провозгласивший затем Триполитанскую республику. 

 В то же время,  ибадиты Тахерта и иных областей Рустамидского государства, отступившие от Фатимидов в пустыню, также отказались признать и правление нуккарита Абу Язида и не поддержали его в войне с исмаилитами, в отличие от Нафуза. 

 Они нашли защиту от карматов за песками Сахары и укреплениями своих ксуров, построенных в голой пустыне вокруг глубочайших колодцев, где и создали свои государства - общины (аззаба) в Сахаре, которые были независимы вплоть до 80-х годов 19 века . 

 Сперва ибадиты обосновались в оазисе Уаргла, где был основан первый ксур - Седрата и была найдена вода на большой глубине, но плодородных земель и пастбищ здесь не хватало, чтобы обеспечить пропитанием всех мухаджиров рустамийа. В связи с этим предпринимались попытки поиска новых неприступных мест в пустыне, которые могли бы служить надежной защитой ибадитам, пока наконец не была освоена долина Мзаб, где местные амазиги были преобразованы в ибадизм шейхом Абу Бекром ан Нафуси, после чего были готовы принять переселенцев из Уарглы и иных убежищ ибадитов бывшего Рустамидского государства. 

Один за другим были основаны 5 городов-ксуров ибадитов - Гардайа, Бени Изген, Мелика, Эль-Бунур и Эль-Атеф, еще один город - Эль-Геррар был основан в отдельном оазисе,  которые были объединены в "Республику (Аззаба) Гептаполис"(семь городов), вместе с находящейся в Уаргле - Седратой. Их отдаленное положение, мощные укрепление и отсутствие колодцев вокруг дали им возможность сохранить свою независимость и обеспечить процветание вплоть до 80- х годов 19 века, когда мозабиты вынуждены были признать французское господство. 

Однако и здесь им удалось добиться определенных уступок. И под властью французов они смогли сохранить широкую степень автономии, выплачивая французам дань в обмен на сохранения определенной части суверенитета. 


 Были и иные отдельные ибадитские республики (аззаба) и хакиматы -  на острове Джерба (Тунис),  в Аурасе у племен Хаввара, а также в Гадамес и ,вероятно, на Сицилии. Также присутствие общин ибадитов было отмечено и в Андалузе, где, возможно, они также пользовались той или иной степенью самоуправления.

  Расположение  ибадитских городов - республик и племен, исповедовавших ибадизм в 14 (8) веке описал ибн Абу Талиб Ансари ас-Суфи Ад Димашки: " К числу сахарских стран относится Варкалан. Между Варкаланом и Тадмаккой — расстояние в пятьдесят переходов. Варкалан — это семь крепостей, населенных берберами. Эти берберы — ибадиты (имеется ввиду регион Мзаб, ныне Алжир). К числу стран, о которых идет речь, относится Гадамес. Между ним и Варкаланом — сорок переходов. Это прекрасный город с многочисленными финиковыми пальмами. Жители его — также ибадиты. Между ним и горами Нафуса — семь дней пути по пустыне. А длина этой горы с востока на запад — шесть миль, и говорят, шесть дней пути. В этих горах есть деревни и населенные места, а их столица — Шаруш. Жители этих гор — также ибадиты. С этими горами граничат горы Аурас. Длина этих гор — семь дней пути. В них есть многочисленные крепости, которые населяют хаввара. Они — также ибадиты." 

 К этому же периоду  относится и посещение ибн Баттутой государства Мали к югу от Сахары, где он также встречает ибадитов, которые были потомками переселенцев - основателей первых мусульманских городов в этой стране, принесших на эти земли ислам. 

В часьности, он писал - " После десятидневного перехода от Айвалатена мы прибыли в селение Дьягари... Это большое селение, его населяют черные купцы; называются они “ванджарата” ... Вместе с ними живет группа белых, принадлежащих к мазхабу ибадитов .... ; они называются “саганого”... Сунниты же маликиты из числа белых именуются у них “туре”..."

  Раннее главным центром ибадизма в Мали и колонией ибадитов был процветающий город Гао, который во время Рустамидов приобрел важнейшее значение, в качестве главной торговой фактории к югу от Сахары, но постепенно уступивший свою ведущую роль маликитскому Тимбукту. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий