суббота, 5 декабря 2015 г.

ВТОРОЙ ИМАМАТ АЛ-ИБАДИЙЙА В АРАВИИ



    Несмотря на гибель имама  Джуланды бин Масуда в 752 году и потерю значительной территории, ибадиты Омана не прекратили войну с Аббасидами и провозгласили "Имамат Дифа" - имамат обороны, в котором каждый год переизбирали имамов, осуществлявших руководство над сохранившими независимость регионами страны, прежде всего прибрежными.  

     В  793 по ГЛ, после 40 - летней войны ибадитам Омана наконец удалось окончательно изгнать из страны войска Аббасидов вместе с их наместником Рашидом б. Назра и захватить их последний оплот - крепость Низва, где вместо Имамата "Обороны" (Дифа) был провозглашен Имамат "Открытого исповедания веры" (Зухур) - новое государство ибадитов Омана и Хадрамаута. 
   
   По окончании боевых действий ведущие религиозные деятели собрали Шуру в соседнем с Низвой городе Мана, чтобы выбрать Имама. Там возникли споры по поводу двух кандидатур - Мусы б. Аби Джабира - самой влиятельной фигурой и виднейшим из ученых людей в Омане и амиром басрийского военного контингента ибадитов, пришедшего на помощь оманцам, который до этого являлся Имамом "Оброны" (Дифа) - Мухаммадом б. Аби Аффан аль-Йахмади. Вскоре Шура постановила, что имамом будет Мухаммад б. Аби Аффан, так как, будучи басрийцем он, по мнению шейхов, будет равноудален от всех влиятельных оманских тайф. Тем не менее, имаму Мухаммаду не удалось избежать противоречий с наиболее влиятельной в Омане группой Джуландитов - потомков Раисов Омана и правителей Первого государства. Когда имам Мухаммад решил подавить их выступление силой,с нарушением принципов ведения войны - это вызвало недовольство оманских улама и они отстранили Мухаммада б. Аби Аффана от руководства. Мухаммад вынужден был принять это решение, оставить Оман и вернуться в Басру. 

   В качестве его преемника Имамом был избран Варит бин Каб аль-Харуси. С его избранием в стране прекращаются все племенные распри, а сам аль -Варит был известен своей мудростью и умеренностью. Во время его имамата Аббасиды попытались вновь завоевать Оман, разорили многие поселения, но потерпели сокрушительное поражение в битве при Хетта, а их амиры попали в плен. Тогда же Низва становится и главным центром ибадизма (ал-ибадийа) после того, как в Оман из Басры, которая до этого была "духовной столицей" ал-ибадийа, переселяется и последний Главный Имам  (которому присягали как имамы Омана и Хадрамаута. так и Магриба - Ифрикии и Триполитании, а также ибадиты иных регионов - Хурасана. аль Андалуза и т.д.) - Абу Суфьян Махбуб ибн аль Рахиль. Аль-Варит б. Каба руководил Оманом до 807 г.  Тогда произошло наводнение, которое угрожало затопило тюрьму вблизи Низвы. Имам приказал отпустить содержавшихся там пленных солдат Аббасидов, но когда увидел, что никто не идет их выпускать, боясь утонуть, пошел сам. В ходе этой спасательной операции, Аль-Варит погиб. 

   После смерти Варита имамом был избран Хассан бин Абдаллах аль-Йахмади (807—822 или 824 г). Хассан свое руководство ознаменовал началом строительства мощного флота и для этого временно перенес свою резиденцию ближе к морю - в порт Сохар, который в 9 веке был одним из крупнейших городов в регионе Персидского залива. С помощью флота Хасан рассчитывал не только защитить берега Омана от пиратов, которые стали представлять существенную угрозу, но и вернуть под управления Омана восточно-африканские колонии ибадитов, которые были фактически независимы со времен гибели Первого ибадитского государства Раисов - Джуландидов. Кроме того, он внес большой вклад в развитие ирригационной системы Омана и существенно облегчил положение сельскохозяйственных рабов, предписав временные ограничения для использования их на работах. 

   В 822 (или 824) году, после смерти Хасана, новым имамом становится Абд аль-Малик бин Хумайд аль-Алави. Несмотря на свой преклонный возраст, он правил в течение 17 лет. Абд аль-Малик увеличил флот Имамата и создал постоянную армию в количестве 10000 чел., которая на ротационной основе формировалась из жителей Омана, призывающихся под знамена, располагалась в основном лагере в Низве и в нескольких меньших лагерях в других частях страны. 

   Следующим Имамом был избран  Муханна ибн Джафар (840—851) Он был известен тем, что в период его правления Маджлис уль шейх после длительных дискуссий принял, в качестве основного, положение о сотворенности Корана. Последние годы он болел и управление находилось в руках ведущих алимов  и шуры уль улама, во главе с Мусой б. Али, которые подняли вопрос о его смещении по состоянию здоровья. В итоге же решили, чтобы продлить его Имамат на один год, а затем избрать нового Имама, именно в этот год Имам Муханна покинул этот мир ( 851 г. )

    Его преемником был избран Сальт ибн Малик аль Харуси, чье правления продлилось 34 года (851—886) и было самым длительным в эпоху Второго Имамата. В этот период сила Имамата значительно выросла, что позволило ибадитам не только контролировать восточно-африканское побережье и страну Зинджей, а также совершать экспедиции в Синд и Хинд, но и вести войны против Эфиопии. Началу этой войны положила военная экспедицию на остров Сокотра в Аравийском море, который незадолго до этого был захвачен христианами – хабаша (эфиопами). После изгания эфиопов с Сокотры Сальт ибн Малик решил перенести военные действия в саму континентальную Эфиопию. Эта экспедиция состояла из 100 судов. Цель этой войны была, прежде всего.  помощь мусульманам Эфиопии, подвергшимся в тот период преследованиям со стороны христиан. В результате длительной войны, ибадиты смогли отвоевать у христиан-хабаша Сокотру, острова Дахлак в Красном море и все побережье с крепостями у современных городов Массава и Зейла, которые были заселены мусульманами. 
  
   В то же время, дорогостоящие длительные военные экспедиции в Эфиопию, наряду с масштабными наводнениями в самом Омане, вызвали серьезное недовольство племенной верхушки, которая пыталась отстранить Имама Сальта от руководства. В результате, лидеру племенной оппозиции Мусе б. Мусе удалось сместись Сальта (но в отличии от омеййадских и аббасидских переворотов он не только не погиб, но и сохранил свободу, продолжая заниматься религиозной деятельностью). Несмотря на то, что уже вскоре Имамат был восстановлен, на правлении Имама Сальта заканчивается так называемый «золотой век» (793-893гг.) Второго Имамата и в Омане начинаются племенные междуособицы, чередующиеся с внешней агрессией – Аббасидов, Буидов, Карматов и Сельджуков. Каждое из этих вторжений было отражено, либо Оману после временной оккупации удавалось изгнать агрессоров, но эти войны в значитаельной степени ослабили Имамат, выдвинув на ведущие роли не ученых, а военных амиров и племенных вождей. Кроме того, справедливость правление в Имамате и высокий уровень благосостояния сослужили Имамату плохую службу, так как массовые переселения туда чуждых элементов, прежде всего племен бедуинов, которые вообще не были ибадитами усилили  трайболистическую и светскую составляющую Имамата. 

   Тем не менее, Второй Имамат, в котором имамы избирались из числа ведущих улама, просуществовал до 1154 года, когда Имам Абу-Джаббар Муса ибн Муса изгнал из страны Сельджуков, но вскоре был остранен своим ближайшем помощником и военноначальником - лидером племени Набхани, который утвердил в Омане монархическое правление, хотя и правители из рода Набхани по прежнему носили «титул» Имамов и официально не провозглашали Султанат. После Имама Сальта имамами были - Аззан ибн Тамим 890-897, Мухаммад ибн Хасан 897—898, Аззан ибн Хызр 898-899, Абдаллах ибн Мухаммад 899—900, Сальт ибн Касим 900, Мухаммад ибн Хасан (вторично) 900, Хасан ибн Сайд 900-904, Хавари ибн Матраф 904-912, Умар ибн Мухаммад ибн Матраф 912—, Мухаммад ибн Йазид, Мулла ал-Бехари , Сайд ибн Абдаллах —939, Рашид ибн Валид , Халиль ибн Шадзан 1009-, Рашид ибн Сайд -1053, Хафс ибн Рашид ибн Сайд, Рашид ибн Али, Абу-Джаббар Муса ибн Муса —1154 Реставрация же Имамата («Третий Имамат») произошла в 1406 году, когда Малик ибн Али ал-Хавари (1406-1429) сверг Набханидов и созвал шуру и был избран Имамом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий