пятница, 20 ноября 2015 г.

АЛЬ-ИБАДИЙЙА

ДР. АМР ХАЛИФА АН НАМИ "АЛЬ-ИБАДИЙА" (пер. с англ. Antony Demane) 

 За долгие годы своей истории, религия Ислам проходила через различные стадии, каждая из которых, так или иначе, оставляла свой след в этой доктрине, в её законах и цивилизационном наследии. Изначальные черты, которые были присущи ранней мусульманской общине, пережили ряд изменений, преобразовавшись в ныне существующие богословские школы – мазхабы. 

 Однако, так происходило не везде. Так, существует ряд общин, которым удалось сохранить аутентичность изначального Ислама. Самым ярким примером подобного сообщества можно назвать ибадизм – одно из самых первых ответвлений исламской религии. 

Вопреки распространённому мнению, ибадизм никогда не был частью хариджитского движения – ни умеренного, ни радикального. Более того, при вдумчивом анализе различных исламских источников (как суннитских, так и иных), можно прийти к выводу, что ибадизм – своеобразный ответ изначального Ислама на масштабную экспансию Халифата в середине – конце 7 в н.э. 

 Построение глобальной империи выдвигало задачи политического характера на первый план. Вперёд выдвинулись те методы борьбы и передачи власти, которые были обычны для доисламской Аравии - и методы эти шли в разрез с духом мусульманского учения. Так, в годы правления третьего халифа Усмана ибн Аффана, ключевые посты в государстве мусульман заняли выходцы из клана Омейядов. Так, Марван ибн аль-Хакам, изгнанный Пророком (мир ему) и пребывавший в подобном положении при халифах Абу Бакре и Умаре (довольство Господа над ними), был возвращён в Медину и занял значительный пост при дворе Усмана. Абдуллах ибн Саад ибн Абу Сархъ, человек, которого Пророк (мир ему) повелел казнить в день взятия Мекки, но который нашёл защиту в лице Усмана - так вот, подобное лицо стало губернатором Египта! 

Подобным образом, в последние шесть лет правления Усмана, власть и государственные должности в мусульманском государстве были распределены среди знакомых и родственников халифа, что естественно вызвало ярость и недовольство многих мусульман. Верующие со всей страны решили выступить против подобной политики, поэтому, в Медину, столицу халифата, была снаряжена делегация со всех концов страны. Однако, незадолго до прибытия делегатов, Усман был убит и власть путём выборов была передана Али ибн Абу Талибу. Вскоре, в мусульманском мире разразилась кровавая бойня за пост халифа. И хотя на первых порах сторонники Омейядов - родственников Усмана - пытались подвести религиозный фундамент под конфликт, вскоре всем стало ясно, что борьба ведётся лишь за прибыльны пост халифа - главы мусульманского государства. Примечательно выражение Малика ибн Анаса (довольство Господа над ним): “Клянусь Всевышним, сражались эти люди лишь за пыль мединского престола!” 

 Когда Али смог  взять верх в противостоянии с Тальхой и аз-Зубайром, халиф столкнулся с Муавией ибн Абу Суфьяном, требовавшим отмщения за смерть Усмана. С самого начала все сторонники Али понимали, что “претензия” Муавии была лишь предлогом для противостояния избранному халифу, а значит, Али должен сражаться с мятежником и принудить его принять законную власть. Однако, после того, как Али согласился на примерение с мятежником Муавией, ряд сторонников халифа покинули его, выбрав своим новым лидером Абдуллаха ибн Уахба ар-Расиби. 

Несмотря на то, что многие из этих людей (Люди Нахра или мухаккимиты) были убиты войсками Али в битве при Нахраване, именно они стали первой организованной группой, которая оспорила верховенство племени Курайш, уважаемого арабского клана, который имел влияние ещё с доисламских времён как хранитель Каабы и Мекки, чьё влияние только увеличилось с утверждением Ислама в Аравии. После гибели Али, его сын, Хасан ибн Али, согласился передать власть Муавии при условии, что Омейяды гарантируют его приход к власти после смерти халифа. Однако, Омейяды воспользовались данной им властью, жёстко пресекая любых сторонника семейства Али - шиитов. Таким образом, борьба за власть стала борьбой между домом Усмана и домом Хашима. Наконец, после ослабления Омейядов, на мировую сцену вышла династия Аббасидов - и борьба за власть продолжилась с новой силой. Борьба же эта, скажем прямо, велась любыми способами и, зачастую, откровенно неисламскими методами. 

 Однако, была жива память о мухаккимитах - людях, которые первыми бросили вызов правлению курайшитских кланов. После воцарения Муавии и получении им контроля над мусульманским государством, в ряде регионов произошли крупные выступления против его правления. Выступавшие называли себя хариджитами - “вышедшими (из общины)”. В то же самое время, развивалось и другое течение - ибадиты. В отличие от агрессивных хариджитов, ибадиты переняли практику мекканской общины Мухаммада (мир ему) - опыт проживания во враждебном окружении, с целью организации истинного исламского имамата и построения правильного мусульманского общества. Основателем этого движения был потом сподвижников (табиьин) Джабир ибн Заид, живший в г. Басра, Ирак. Ибн Заид получил свои религиозные знания напрямую от сподвижников Пророка (мир ему), что гарантировало его общине мощный религиозный фундамент. Община смогла развиться именно благодоря строгому следованию тем канонам, которые были заложены ибн Заидом. Опираясь на столь надёжный религиозный фундамент, ибадиты смогли отвергнуть заблудшие взгляды хариджитов и быстро изгнать из на начальном этапе формирования движения. Волею судеб, живущая в строгом следовании с религиозной практикой раннего Ислама, ибадитская община смогла получить серьёзную поддержку от аздитов и иных арабских племён Хадрамаута и Йемена. Также, симпатию ибадитам выразили берберские племена Северной Африки. Благодаря этому, уже к началу 8 в н.э. (2 век хиджры), ибадитская община смогла создать свои государства в Южной Аравии и Северной Африке. После смерти Джабира ибн Заида в 93 г. х./716 г. н. э., ибадиты стали более скрытными. Их община стремилась следовать аутентичной исламской традиции, сохранившейся ещё со времён Пророка (мир ему). Основой для своего учения, помимо Корана, ибадиты взяли достоверные хадисы от нескольких сподвижников.  
Западный исламовед, профессор Сёрджент, говоря о шиитах-зейдитах, упомянул следующее: “На своём раннем этапе развития, зейдиты практиковали ту форму Ислама, которая была ближе всего к базовому пониманию веры, бытовавшему при Пророке и двух первых халифах”. Отметим, что под это утверждение очень хорошо подходят ибадиты - особенно если учесть, что зейдиты возникли позже ибадитов. Интересно отметить, что ибадиты согласны с мнением профессора и считают, что именно зейдиты - наиболее близкая к ним мусульманская группа. Шиитский теолог Абу Аммар Абд аль-Кафи, к примеру, говорит лишь о трёх принципиальных отличиях ибадитов и зейдитов: 
1. Вопрос имамата; 
2. Принятие права Али на примирение с Муавией; 
3. Отношение к людям, которые считают, что в Загробной жизни они смогут напрямую лицезреть Господа. 

 Основание ибадизма Джабиром ибн Заидом, последовательным традиционалистом, её развитие под руководством Абу Убайды Муслима ибн Каримы и его коллег, поддержка в общине образованности среди рядовых членов позволило ибадитам не потерять власть в сообществе в пользу хитрых дельцов - но позволило сохранить её в руках наиболее знающих и квалифицированных членов ибадитского движения - даже в периоды гонений и вынужденной скрытности. 

 Ибадитская школа Ислама свои правовые вопросы основывает на мнениях и трудах своих учёных-теологов - как, впрочем, и все остальные мусульманские мазхабы. Однако, выдающимся отличием ибадизма можно назвать то, что большая роль уделяется личной ответственности и нравственности рядовых членов общины. Выражаясь короче, ибадиты идут не только за Буквой, но и за Духом Закона. Например, в отличие от других течений Ислама, лишь у ибадитов в качестве действий, портящих пост и омовение, называются злоумышленная ложь (которая произносится с целью навредить кому-то), произнесение и слушание клеветы, прослушивание музыки, пристальные взгляды на посторонних женщин, подглядывание за кем-то и так далее. Именно поэтому, в среде ибадитов распространилось понятие личной доверенности (вилайя уа ль-барра). Так, каждый ибадит признавался полноценным членом общества, только если он соблюдал “доверенности” (валийа) - уважительного отношения - к остальным членам общины. На взгляды ибадитов также повлиял ряд религиозных установок, таких как: 

 -Исключение тяжких грешников из списка тех, за кого будет заступаться Пророк (мир ему); 
=Уверенность в том, что тяжкий грешник окажется в Аду, если не раскается до момента своей смерти. 

Ибадиты также придерживаются мнения, что в недружественной среде и в “скрытом” состоянии, приведение в исполнение шариатских наказаний должно быть отложено. Однако, самое главное, что отличает ибадитов от остальных религиозных школ - это отношение к вопросу власти и политики. Ибадиты считают, что религия едина с политическим, духовным и законотворческим аспектом человеческой деятельности, которая, однако, должна в первую очередь учитывать те жизненные условия, в которых человек находится (т.е., ибадиты - это рациональное течение в Исламе). Так, ибадитская община может отказаться от некоторых действий, если того требует ситуация - и делается это не от небрежности, а лишь в следовании пророческой традиции, ибо сам Мухаммад (мир ему) иногда мог воздерживаться или вводить такие вещи, которые были необходимы для гармоничного развития общины на данном жизненном этапе. Именно поэтому, кстати, ибадиты никогда не имели суфийских тарикатов - ибо такое чрезмерное развитие духовного в отрыве от мирского не есть путь ибадизма. 

К примеру, один из авторитетных ибадитов прошлого, Мухаммад ибн Махбуб (ум. в 260 г.х./892 г н.э.), нелестно отзывался о суфиях в своём послании людям Хадрамаута: “Есть средь вас такие люди, что поклонением своим избрали ношение одежды из шерсти в летний жар, забыв про борьбу с сеящими нечестие на земле мечом!” 

Сами ибадиты всегда старались жить небольшими скромными общинами, сохраняя исламскую религию стержнем своего мировоззрения, но не отрицая необходимость адаптироваться под меняющиеся жизненные условия. Именно такая гибкость позволила ибадитской общине - довольно малочисленной - пронести свою идентичность через века. Предстоит много сделать, дабы осветить жизнь ибадитских сообществ. Немного известно и о том, насколько распространены ибадиты в мире (исключая Оман, долину Мизаб в Алжире и берберские племена в Северной Африке). Наконец, имеется непочатый край работы в области анализа и перевода ибадитской исторической, юридической, эсхатологической и теологической литературы. Но, будет на то Воля Всевышнего, все эти проблемы вскорости будут разрешены. Мир вам и милость Всевышнего в этом и ином Мирах, уважаемый читатель!

Комментариев нет:

Отправить комментарий