Начиная с момента раскола и разделения мусульман, мухаккимиты присутствовали в исламском Магрибе, как среди ранних арабских военных поселенцев, так и участников африканских военных экспедиций. Вероятно, после пленения и гибели Мухаммада бин Абу Бекра в Египте, где он был наместником Али бин Аби Талиба (пусть Аллах окажет почет и достоинство его лицу), в его противостоянии с Муавийа и Амром бин аль-Асом, многие его сторонники затем выступили в поддержку людей Ан Нахраван, отступили на запад и ушли в труднодоступные районы Магриба, где занимались призывом среди христианских, иудейских и языческих племён амазигов (берберов), способствовали распространению среди них ислама, организовывали общины верующих. Также многие противники Бану Омейя и сторонники мухаккимитов, искали спасения от репрессий в военных контингентах, ведущих джихад в отдаленных землях Северной Африки. На раннее присутствие ибадитов/мухаккимитов указывает и такое обстоятельство, что некоторые берберийские народы были преобразованы из христианства и/или иудаизма непосредственно в ислам «ибадитского толка», в частности, один из крупнейших народов амазигов (берберов) Ливии - Нафуза.
Институциональное становление ал-ибадийа в Северной Африке связывают прежде всего с прибытием из Басры, - центра ибадизма, пятерых видных ученых – шейхов, «хамалат аль ильм» ("носителей знания"), во главе с Саламой б. Саад аль-Хадрами . Они были направлены главным Имамом ал-ибадийа, в ответ на просьбу северо-африканских мухаккимитов, нуждавшихся в распространении среди них религиозных знаний, организации институтов управления, судопроизводства и т.д.. Также предполагалось выбрать из числа местных берберских племен и арабов кандидатов, отправить их на обучение в Басру, чтобы затем те могли сами уже вернуться в качестве "носителей знания" -судей, факихов, чтецов Корана. Они также должны были выполнить и иное поручение - подготовить и организовать вооруженное выступление племён амазиг против власти Омейядов. На этом этапе подобная работа велась и в иных общинах ал-ибадийа, в том числе в Йемене, Омане и Хурасане.
Тогда, после смерти праведного имама Умара ибн Абд аль Азиза, его преемники уничтожили все достижения его реформ и ибадиты в сложившихся обстоятельствах взяли курс на вооруженную борьбу с правителями из Бану Омейя, лишившись надежд, после гибели Умара, на возвращение праведного руководства мирным путем.
Точная дата этой миссии неизвестна. Можно лишь утверждать, что Салама и его товарищи оказался в Кайруане никак не позже 104-107 гг, ( 722 - 725 ГЛ), так как он пришел туда вместе с Икримой - мавали ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который умер между этими датами.
Салама б. Саад был убежденным сторонником вооруженного восстания и провозглашения «Имамата свободного исповедания веры» в Магрибе. В частности, как передал Имам Абд аль-Рахман б. Рустам, Салама говорил : «Я хочу, чтобы это дело (т.е. Имамат ал-ибадийа) проявился (зухур) в один прекрасный день, пусть даже с утра и до вечера, увидев это, я был бы счастлив положить свою голову на плаху»(смысл). Хотя Салама покинул этот мир еще до того, как ибадиты смогли утвердить Имамат Зухур в Магрибе, его вклад в его становление нельзя недооценивать.
«Великая берберийской революции», которая началась в 740 году в горах Атласа и Рифа и проводилась исключительно под флагами последователей мухаккимитов - ал-ибадийа и ас-софрийа, уничтожила господство Омеййадов в Магрибе. На тот момент подавляющее большинство северо-африканских племён амазигов исповедовали либо ибадизм, либо софризм, в то время как влияние «правительственных мазхабов» ограничивалось лишь крупными городами, такими как Кайруан и Триполи, хотя и в них были значительные по численности общины ибадитов.
Кроме упомянутого народа Нафуса, мазхаба аль – ибадийа в тот исторический период придерживались также большие берберийские народности - Хаввара, Лаввата, Загана и Зената и ряд более мелких племён, хотя многие из - них сперва были на позициях софриитов, также как и племена Бергвата, Гомара и Микнаса.
Именно софриты, к которым тогда принадлежало и племя Зената, восстали первыми и добились серьезных успехов во главе с представителем этого народа - Халидом ибн Хамидом аль-Занати, который возглавил восстание софритов на территории современного Марроко и Западного Алжира, после того, как его предшественник Майсара, поддавшись панике отдал приказ об отступлении войска и в результате был убит.
Вместо Майсары вождем софритов становиться Халид. В 740 году он одержал блестящую победу над отборным войском Омейаядов в Ифрикии. Эта битва получила название "Битва дворян"( غزوة الأشراف, Ghazwat al-Ashraf). В этом сражении плохо вооруженные берберы-суфриты уничтожили 10000 отборных ифрикийских арабских всадников Омеййадов ("дворян"), вместе с которыми погиб и омейядский губернатор Ифрикии Халид ибн Аби Хабиба аль-Фихри и арабскому господству в Марроко был положен конец, вместе с гибелью всего арабского войска, которое насчитывало до 30 тыс. воинов (включая 10 тыс. указанных дворян).
Халиф Хишам, узнав об этом поражении пришел в ярость и обещал направить против Халида такое войско, один конец которого будет в Ифрикии, а другой в Дамаске и выполнил свое обещание, двинув против софритов огромную армию, в которую вошли все 30 000 сирийских гвардейцев Омейядов (всего в армии было собрано до 80 тыс. чел).
В 741 году в результате сражения у Багдуры в долине р. Себу (современное Марроко) эта армия Омейядов была полностью разгромлена, только сирийская гвардия потеряла 18 тыс. убитыми. (всего потери составили до 40 тыс.). Погибли новый губернатор Ифрикии - Хабиб ибн Аби Обейда и командующий этой армией - Кульсум ибн Ийад аль Каси.
Лишь в сражениях 742 года у деревни Аснам и при аль-Карне (под Кайруаном) арабские войскам под командованием наместника Египта Ханзалы ибн Сафвана ценою огромных усилий удалось не допустить захвата столицы Арабского Магриба (Кайруана) и одержать победу над восставшими племенами. Однако, территории Западного Алжира и Марроко были потеряны Омеййадами окончательно.
Ибадиты восстали в 745 (127 ходу Х.),в Триполитании лишь после того, как губернатор Омейядов в Триполи - Ильяс б. Хабиб решил покончить с местной общиной ал-ибадийа. Опасаясь того, что ибадиты поддержат софритов Магриба, наместник решил действовать превентивно. Ильяс приказал схватить и казнил ведущих лидеров ибадитов Триполи, в том числе шейха Абдулла б. Масуд аль-Туджиби. Похоже, что Ильяс бин. Хабиб недооценивал силу и организацию ибадитов в Триполитании, которые тут же, прослышав о репрессиях в Триполи, выступили с оружием в руках, открыв еще один антиомеййадский фронт.
Ударной силой восставших стало местное ибадитское племя амазигов Нафуса. Они избрали аль-Хариса б. Талиба аль-Хадрами (как и многие иные лидеры ибадитов Магриба был родом из Хадрамаута - "Хадрами") в качестве имама (имам аль-дифа – «имам оброны»). Ближайшим помощником Аль-Хариса стал его кади Абд аль-Джаббар б. Кайс б. Нусейра б., Рашид аль-Ансари ( мавали/клиент 'Ансара ). Им удалось очистить от сторонников Омейядов всю область между Габесом (Тунис) и Сиртом и нанести поражение Ильясу бин Хабибу, который был то ли смещен с поста губернатора, вследствие поражения, то ли погиб в этой битве с ибадитами. Однако, вскоре и Аль-Харис и Абд аль-Джаббар были убиты Шуайбой бин Усманом - военноначальником Омейяадов, который стал новым губернатором Триполи. который потеснил ибадитов.
Вторым имамом ибадитов Триполитании избирается Абу аль-Зажир Исмаил б. Зияд аль-Нафузи, представитель амазиг (берберов) . Он смог отбить у Омейядов всю Триполитанию, но его попытки взять Триполи оканчивались неудачей. Наконец против него были направлены значительные силы из Египта. Абу аль Заджир отступил в горы Джебель Нафуза, где первый имамат ибадитов Триполитании прекратил свое существование, после пяти лет "Обороны" (Дифа) 127-132 гг (745-750 гг.), вернувшись на путь ал-Китман ("Тень") в которой пребывал в течение семи лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий