Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Оман возглавляли два правителя, которые носили титул «раис» - Джайфар (Джафар) и Абд (Аббад), сыновья аль-Джуланда ибн аль-Мустатира, который стал правителем Омана, после того, как изгнал из страны Сасанидов .
Ислам нашел среди людей Омана благодатную почву и начал быстро распространяться. Этому способствовало и то, что ведущее племя Омана – аздиты (Азд) было тесно связано с йасрибскими племенами аус и хазрадж, которые по происхождению также были оманцы – аздиты и лишь в последствии переселились в Йасриб, но сохранили свои связи с оманскими аздитами и вели широкий торговый обмен, заключили между собой браки и т.п.
Таким образом, жители Омана часто посещали Йасриб и после обращение его жителей в ислам, многие сами становились мусульманами. Так, прежде всего оманцы – мусульмане смогли убедить правителей Омана – Джайфара и Абда принять ислам.
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направил послание раисам Омана - те приняли ислам, оставшись правителями, что было обещано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а Амр бин аль Ас стал «представителем Пророка» и был ответственным за сбор закята. Большую роль в убеждении правителей принять ислам сыграла группа сподвижников из числа оманцев, в частности, таких как Мазин ибн Газуб ат Таийи, Абдуллах ибн Вахб ар Расиби аль Азди и другие. Это случилось в 8 году Хиджры.
После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) народ Омана присягнул Абу Бекру (да будет доволен им Аллах), как имаму. Для этого в Медину была отправлена весьма представительная делегация во главе с раисом Абдом, с ним же ушла и большая часть оманского войска и большинство шейхов племен со своими отрядами.
В то же время, уходом большой части оманской армии в Медину воспользовались силы вероотступников, которые, кроме того, получили поддержку и местных царьков, прежде всего Лакита бин Малика, который и объявил себя новым царем Омана и начал борьбу с Джайфаром, которой остался в Омане.
Несмотря на значительно меньшие силы Джайфар и верные исламу оманцы укрепились в Зеленых горах и внутреннем Омане, отражая нападения мятежников. Джайфар же написал письмо Абу Бекру (да будет доволен им Аллах) с призывом отозвать и вернуть в Оман оманский военный контингент для борьбы с мятежниками. Абу Бекр откликнулся на просьбу и направил в Оман отряд оманцев под командование аздита Арфаджы, но так как основная часть оманских сил во главе с раисом Абдом была уже вовлечена в тяжелую борьбу с вероотступниками в иных регионах Аравии, имам усилил его воинами Хузайфы бин Михсана и одновременно приказал идти в Оман войску Икримы бин Абу Джахля.
Икрима возглавил объединенные силы мусульман и осадил мятежников в Дабе. Вскоре туда прибыл и Джейфар с оманскими войсками, после того, как очистил от вероотступников внутренние районы страны. После месячной осады восставшие сдались на милость победителям и вышли из города без оружия. 100 главных мятежников были казнены, а 200 (по другим данным 400) были отправлены в Мадину, Абу Бекр (да будет доволен им Аллах) хотел их казнить, но за них заступился Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и имам сохранил им жизнь и свободу.
Джайфар и вернувшийся в страну с войсками Абд, окончательно покончили с мятежом, а затем отправили оманские контингенты в помощь Икриме. который на тот момент действовал в Хадрамауте и Йемене и на север, к границам Персии. Оманцы участвовали во всех восточных походах против Сасанидов и составили значительную часть восточной армии, им были выделены два больших квартала в военном лагере в Басре.
На протяжении всего имамата Умара ибн аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах) и большей части правления Усмана, Оман находился под управлением Джайфара (умер в 651 году) и Абда (умер в 640 году). В конце своего правления Усман поддался на уговоры своих родственников и решил отдать Оман «на кормление», назначив туда губернатора из числа Бану Умейа. Однако, тогдашний правители Омана Абд II (Аббад II) отказались признать такое решение, указывая, что это решение нарушает договор, заключенный Абдом и Джейфаром с самим Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который оставил управление Оманом – народу Омана и избранным правителям из числа народа Омана. В связи с этим оманские раисы поддержали революцию против Усмана, а затем выступили на стороне Али бин Абу Талиба в его противостоянии с Тальхой, Аз Зубейром и Муавийа. После резни Ан Нахраван, в которой погибло много лучших представителей аздитов, включая сподвижников из их числа, таких как Абдуллах ибн Вахба ар Расиби (да будет доволен им Аллах) правители Омана оставили Али бин Абу Талиба, выступили в поддержку мухаккимитов, которые сплотились вокруг муфтия Басры Джабира бин Зейда аль Азди. Они отказались от вооруженной борбы с Али, но тем не менее, требовали переизбрания имама (халифа), с этого времени по сути начинается история ибадизма в Омане.
Когда у власти утвердился Муавийа, правители Омана отказались присягать ему и не признали его законным правителем мусульман, начали с ним вооруженную борьбу, одновременно оказывая поддержку восстаниям мухаккимитов в Ираке. Все попытки Муавийа распространить свою власть на Оман окончились неудачей, а в Омане нашли убежище многие из числа противников Бану Умейа. Также и сыну Муавийа - Йазиду не удалось заставить народ Омана признать его своим правителем.
После смерти Йазида, правителем мусульман провозгласил себя. вступивший в противостояние с Бану Умейа сподвижник Абдуллах ибн Аз Зубейра, который смог утвердить свою власть на большей части исламского мира. за исключением Сирии. Оман также оставался независимым. хотя ибадиты в целом поддержали его правление, хотя и не присягнули ему, но отказались от борьбы с ним (вукуф). В это время главную угрозу для Омана представляли хариджиты-надждат (недждийе), которые господствовали в Бахрейне, Неджде и Тимаме и претендовали на земли Хадрамаута, принадлежавшие Оману. В одном из сражений с недждийе погиб раис Омана Абд ибн Аббад, но оманцы смогли разгромить недждийе и изгнать их из Хадрамаута. После чего оманцы сами, перейдя в наступление, захватили у них часть бахрейнского побережья.
Одновременно ибадиты Басры оказывали помощь оманскому военачальнику зубейритов - Мухаллабу ибн Ас Суфре аль Азди и составили значительную часть его войска в победоносной войне с азракитами в Ираке.
После же прихода к власти Абд аль Малика ибн Марвана решение ибадитского и оманского вопроса было поручено его наместнику «Машрика» (востока) аль Хаджаджу ибн Юсуфу. Однако, силовое урегулирование этой проблемы было невозможно, с учетом тесных связей ибадитов Басры и Омана с влиятельным полководцем Мухаллабом ибн ас Суфрой, который также присягнул Абд аль Малику ибн Марвану и возглавлял лучшее в халифате войско, сыграл решающую роль в подавлении выступления азракитов и стал наместником в Хурасане. При этом, он сам был учеником первого имама аль-ибадийа Джебира бин Зейда аль Азди, а его войско во многом состояло из оманцев и иных лояльных им племен. В связи с этим, Хаджадж отказался от репрессий против басрийских ибадитов, опасаясь столкновений из за этого с Мухаллабом и ограничился высылкой их, включая Джабира бин Зейда в Омана.
Джайфар и вернувшийся в страну с войсками Абд, окончательно покончили с мятежом, а затем отправили оманские контингенты в помощь Икриме. который на тот момент действовал в Хадрамауте и Йемене и на север, к границам Персии. Оманцы участвовали во всех восточных походах против Сасанидов и составили значительную часть восточной армии, им были выделены два больших квартала в военном лагере в Басре.
На протяжении всего имамата Умара ибн аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах) и большей части правления Усмана, Оман находился под управлением Джайфара (умер в 651 году) и Абда (умер в 640 году). В конце своего правления Усман поддался на уговоры своих родственников и решил отдать Оман «на кормление», назначив туда губернатора из числа Бану Умейа. Однако, тогдашний правители Омана Абд II (Аббад II) отказались признать такое решение, указывая, что это решение нарушает договор, заключенный Абдом и Джейфаром с самим Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который оставил управление Оманом – народу Омана и избранным правителям из числа народа Омана. В связи с этим оманские раисы поддержали революцию против Усмана, а затем выступили на стороне Али бин Абу Талиба в его противостоянии с Тальхой, Аз Зубейром и Муавийа. После резни Ан Нахраван, в которой погибло много лучших представителей аздитов, включая сподвижников из их числа, таких как Абдуллах ибн Вахба ар Расиби (да будет доволен им Аллах) правители Омана оставили Али бин Абу Талиба, выступили в поддержку мухаккимитов, которые сплотились вокруг муфтия Басры Джабира бин Зейда аль Азди. Они отказались от вооруженной борбы с Али, но тем не менее, требовали переизбрания имама (халифа), с этого времени по сути начинается история ибадизма в Омане.
Когда у власти утвердился Муавийа, правители Омана отказались присягать ему и не признали его законным правителем мусульман, начали с ним вооруженную борьбу, одновременно оказывая поддержку восстаниям мухаккимитов в Ираке. Все попытки Муавийа распространить свою власть на Оман окончились неудачей, а в Омане нашли убежище многие из числа противников Бану Умейа. Также и сыну Муавийа - Йазиду не удалось заставить народ Омана признать его своим правителем.
После смерти Йазида, правителем мусульман провозгласил себя. вступивший в противостояние с Бану Умейа сподвижник Абдуллах ибн Аз Зубейра, который смог утвердить свою власть на большей части исламского мира. за исключением Сирии. Оман также оставался независимым. хотя ибадиты в целом поддержали его правление, хотя и не присягнули ему, но отказались от борьбы с ним (вукуф). В это время главную угрозу для Омана представляли хариджиты-надждат (недждийе), которые господствовали в Бахрейне, Неджде и Тимаме и претендовали на земли Хадрамаута, принадлежавшие Оману. В одном из сражений с недждийе погиб раис Омана Абд ибн Аббад, но оманцы смогли разгромить недждийе и изгнать их из Хадрамаута. После чего оманцы сами, перейдя в наступление, захватили у них часть бахрейнского побережья.
Одновременно ибадиты Басры оказывали помощь оманскому военачальнику зубейритов - Мухаллабу ибн Ас Суфре аль Азди и составили значительную часть его войска в победоносной войне с азракитами в Ираке.
После же прихода к власти Абд аль Малика ибн Марвана решение ибадитского и оманского вопроса было поручено его наместнику «Машрика» (востока) аль Хаджаджу ибн Юсуфу. Однако, силовое урегулирование этой проблемы было невозможно, с учетом тесных связей ибадитов Басры и Омана с влиятельным полководцем Мухаллабом ибн ас Суфрой, который также присягнул Абд аль Малику ибн Марвану и возглавлял лучшее в халифате войско, сыграл решающую роль в подавлении выступления азракитов и стал наместником в Хурасане. При этом, он сам был учеником первого имама аль-ибадийа Джебира бин Зейда аль Азди, а его войско во многом состояло из оманцев и иных лояльных им племен. В связи с этим, Хаджадж отказался от репрессий против басрийских ибадитов, опасаясь столкновений из за этого с Мухаллабом и ограничился высылкой их, включая Джабира бин Зейда в Омана.
При этом Хаджадж искал пути ослабления своего главного конкурента – Мухаллаба ибн Ас Суфра, чья военная сила основывалась прежде всего на тесных связях с Оманом. Ведь, Мухаллаб, опираясь на оманский флот и получая подкрепления непосредственно из Омана, которые шли в порты Систана, в обход владений Хаджаджа, таким образом оставался полностью независим от военного снабжения из Ирака. Воспользовавшись тем, что Мухаллаб был поглощен тяжелой войной в Согде и Синде, куда прибыло также много военных сил из Омана, Хаджадж ибн Юсуф посылает войско для завоевание Омана, которое, однако, терпит поражение. В связи с этим Хаджадж в 697 году собирает новое 30 тыс. армию и лично возглавляет поход против Омана. На этот раз ему удалось достичь успеха.
Но правители Омана – Сулейман и Саид,, несмотря на поражение, сумели организовать перед наступающими войсками Бану Умейа эвакуацию многих оманцев, посадив их на корабли и возглавив флот, свершают хиджру в Восточную Африку. С этого переселения начинается история ибадитских государств Восточной Африки, тесно связанных с Оманом. Тем не менее, покорив Оман, Хаджадж выбил опору у мухаллабитов, подчинив их, наконец, своему влиянию. (Нынешняя правящая династия Омана – Аль Бу Саиды являются мухаллабитами - прямыми потомками Мухаллаба ибн Ас Суфры.)
Омеййады были изгнаны из Омана, спустя 52 года, когда Джуланда ибн Масуд возглавил революцию и был избрана имамом, хотя война продолжалась еще 40 лет и закончилась в правление Аббасидов в 792 году, утверждением "второго имамата" ибадитов Омана.
600-630 аль-Джуланда ибн аль-Мустатир
ок 630-651/52 Джейфар ( Джафар)
ок 630-640 Абд (Аббад I (сопр.))
651/2-686 Абд II ибн Аббад (Аббад II)
659-697 Сулейман
686 (?)-697 Cаид (сопр.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий