باض العلم بالمدینة و فرّخ بالبصره و طار الى عمان
Появление движение аль-ибадийа, (самоназвание ахлю аль хакк ва аль истикама) связанно с "институциональным" оформлением движения мухаккимитов после событий Ан Нахраван.
У истоков аль-ибадийа стояли прежде всего мухаккимиты, которые остались живы после этого сражения - братья Абу Биляль Мирдас ат Таммими, Урва ибн Удейи (Худейр) ат Таммими а также Салим ибн Раби ал-Муставрид и другие, которые сплотились вокруг муфтия Басры - Джабира бин Зейда аль Азди (да будет доволен им Аллах), ученика и ближайшего помощника губернатора Али бин Аби Талиба (да окажет Аллах почет его лицу) в Басре - ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) . Они отказались от вооруженного противостояния с Али, также как и Али бин Аби Талиб заявил что не намерен более сражаться с ними, после чего они образовали джамаат - Ахлю аль Даваа, задачей которого была проповедь, просвещение и подготовка "умов и сердец". .
После убийства Али бин Аби Талиба, Абд ар Рахманом ибн Мульджамом, который не был, вопреки распространенному мнению, никак связан с людьми Ан -Нахраван и его деяние было осуждено мухаккимитами как преступление, ахлю аль дава сохраняли мир и с его преемником и сыном ал-Хасаном ибн Али. Но после прихода к власти Бану Омейа во главе с Муавийа, Джабир бин Зейд одобрил инициативу своих сторонников в Куфе выступить с оружием. Их возглавил ал-Муставрид, к нему на помощь из Басры также пришел отряд добровольцев во главе с Абу Биляль Мирдасом.
Это выступление произошло в 663 году. Муавийа сперва хотел покончить с куфийским выступлением руками шиитов и потребовал от аль Хасана ибн Али призвать своих сторонников выступить против восставших. Однако ал Хасан, вероятно, разочарованный политикой Муавийа в отношении своей партии, отказал ему в поддержке и на призыв выступить против восставших, ответил Муавийа: «Я бы предпочел бороться против вас, а не бороться с ними. И он (аль Хасан) сказал: "Это находится в согласии с повелением отца (Али ибн Аби Талиба), который говорил: "Не сражайтесь с ними (хариджитами) после меня, потому что тот кто ищет истину, но не находит её, не как тот, кто стремится к неправде и находит её". Тем не менее, то ли из-за угроз, то ли из-за посулов, шииты Куфы выступили против мухаккимитов, но тут же были разгромлены ал-Муставридом.
Тогда против восставших были направлены войска Бану Омейа, собранные со всех гарнизонов Ирака, но они были разбиты в сражении у Мазара. После этого против мухаккимитов выступило новое войско во главе с самим наместником Ирака – Макилом. В кровопролитной битве у Сабита, где погибли как имам восставших ал-Муставрид, так и командующий войском Муавийа - Макил, мухаккимиты потерпели поражение, а оставшиеся в живых лидеры - Хаййан и Муаз, попали в плен и были заключены в тюрьму, в которой оставались в течении длительного времени, пока, наконец Убайдуллах ибн Зияд - наместник Бану Омейа на востоке их не освободил.
В то же время, Абу Биляль Мирдас как и в день Ан Нахраван смог проложить себе путь мечом и сохранить часть войска. После чего он продолжил военные действия, пока в 665 году в его отряде не осталось всего три человека, с которыми он вернулся в Басру и получил убежище у Джабира бин Зейда. Затем он был арестован и заключен в тюрьму Убайдуллахом бин Зиядом, но освобожден и вновь выступил с оружием в 680 году, пока в 681 году не погиб в сражении. Еще раннее в Басре Зиядом бин Абихи (отец Убайдуллаха ибе Зияда) был убит брат Мирдаса - Урва, после того. как высказал в лицо омейядскому губернатору свое отношение к нему и Муавийа.
После гибели Абу Биляля Мирдаса место "спикера" и ближайшего помощника Джабира бин Зейда аль Азди занимает Абдуллах ибн Ибад ат Таммими. В этот период – наместничества Зийада и Убейдуллаха в Ираке –мухаккимиты подвергаются репрессиям, но им удается сохранить свои общины. По словам Джабира бин Зейда, они не нашли ничего лучшего как прибегать к взяткам, чтобы избежать преследований и казней. В то же время, если взятки не помогали и мухаккимитов арестовывали и казнили, то тогда в отношении палача выносилось решение и иные сторонники Джабира захватывали палача, судили и часто на основании кысас – сами казнили его. Таким образом, как отмечают некоторые исламские историки, в Ираке не могли найти ни одного желающего, готового бы исполнить приговор в отношении «хариджита» даже за высокое вознаграждение. так как всех тех, кто отрубал им головы самих находили обезглавленными на следующий день.
Когда же умирает Муавийа и его преемником становиться его сын Йазид, Ансары (да будет доволен им Аллах) и иные люди Медины отказались признать его правителем и выступили против него с оружием в руках. Джабир бин Зейд, узнав о готовящемся походе против Медины со стороны Йазида и Бану Умейа отправляет на помощь ансарам (да будет доволен ими Аллах) и мединцам отряд мухаккимитов во главе с Абдуллахом ибн Ибадом. Однако, мухаккимиты не успели прибыть в Медину до того, как войска Йазида нанесли поражение ансарам и мединцам в битве у Харра и подвергли Медину страшному разгрому.
В то же время, появление Абдуллах ибн Ибада и мухаккимитов оказало помощь Мекке и ее жителям, которые во главе с Абдуллахом ибн Аз Зубейром выступили против Йазида и Бану Омейа. Мухаккимиты присоединились к ним и защищали Священный город от войск Омеййадов.
С этим событием связано появление первых сект хариджитов, такие как азарика (азракиты) и недждийе, вокруг лидеров которых сплотились люди Мисара аль Фидаки и аль Хиррита. Сперва Нафи' бин ал-Азрак (азракиты) и Наджда ибн Амир (надждат, недждийе) также присоеднинились к Абдуллаху ибн аз Зубейру и признали его руководство и вместе с ним и с Абдуллахом ибн Ибадом защищали Мекку от Омеййадов. Затем Абдуллах ибн аль Ибад, хоть и оставил ибн Аз Зубейра, провозгласившего себя имамом (халифом) без процедуры избрания, но отказался от вооруженной борьбы с ним и конфронтации (соответственно и ибн Аз Зубейр не проявлял враждебности к сторонникам Джабира бин Зейда и Абдуллаха ибн Ибада) и ушел в Басру, тогда как Нафи и Наджда стали требовать от ибн Ибада выступить с оружием против ибн аз Зубейра. После этого они оставили Джабира бин Зейда и мухаккимитов, попытались поднять восстание в Басре (которая признала халифат Абдуллаха ибн аз Зубейра), попали в тюрьму, но избежали казни и получили свободу вместе с остальными заключенными, которые были освобожденны Убайдаллахом б. Зийадом по настоянию Джабира бин Зейда и иных влиятельных басрийцев. Однако, оказавшись на свободе, тут же обвинили Джабира бин Зейда и иных мухаккимитов в неверии и ушли из Басры со своими сторонниками, стали распространять среди луров и фарси свои убеждения, которые во многом связаны с принципами Мисара аль Фидаки и ибн Хиррита. В свою очередь мухаккимиты дистанцировались от них и опровергали их, а рупором этих опровержений стал Абдуллах ибн Ибад, который требовал следовать тому пути, которому следовали люди Ан Нахраван. Именно из-за широкой известности Абдуллаха ибн Ибада и его проповедей и опровержений, оппоненты мухаккимитов и стали называть их от имени Абдуллах ибн Ибада – ибадитами, хотя настоящим лидером и имамом мухаккимитов на тот момент был Джабир бин Зейд аль Азди, Абдуллах ибн Ибад – был его помщником и «спикером».
Абдуллах ибн Ас Асфар, который также был одним из ближайших помощников Джабира бин Зейда, хоть и остался верным принципам ранних мухаккимитов, но настаивал на вооруженной борьбе, как против ибн Аз Зубейра, так и Омеййадов, хотя и не обвинял в неверии своих противников из числа мусульман. Он также разошелся с Джабиром бин Зейдом и Абдуллахом бин Ибадом, сторонники которых рассчитывали, что праведный имамат может быть установлен и иным путем, путем поддержки тех или иных влиятельных групп, связанных с самими правителями. Ибадиты, после прихода к власти Абдуллаха ибн Аз Зубейра не вели военных действий против правителей, вплоть до утверждения у власти Хишама ибн Абд аль Малика (который уничтожил все достижения реформ Умара II ибн Абд аль Азиза и вновь вернулся к принципам правления Муавийа и Абд аль Малика бин Марвана, кроме того, что не стал вновь вводит практику проклятий Али бин Абу Талиба с минбаров). Сторонники же Асфара вошли в историю под названием «суфритов», которые были наиболее умеренными среди хариджитов, ибадиты себя к таковым не относят в принципе, ибо появление хариджитов связывает исключительно с фитной ибн ал Азрака и Неджда и их противостоянием с Абдуллахом ибн Аз Зубейром, в котором ибадиты если и участовали, то на стороне самого ибн Аз Зубейра.
Ибн ал Азрак и его сторонники, выйдя из Басры и пополнив свою армию персами и лурами и иными не-арабами стали угрожать Басре и поставили под угрозу и существование там общины аль-ибадийа, к которой проявляли особую враждебность и с чьими сторонниками азракиты обращались наиболее жестоко. В результате многие ибадиты из племен Азд и Таммим вступили под знамена Мухаллаба ибн ас Суфры который был также учеником Джабира бин Зейда и выходцем из того же оманского племени Азд, с которым они (ибадиты) участвовали во всех сражениях против азракитов, пока те не были полностью разбиты и в его восточных походах в Синд и Хорезм.
С этого периода ибадиты находятся в тесных связях с т.н. мухалабитами, то есть с Мухаллабом ибн Ас Суфра и его родственниками, которые хотя и признали власть вновь утвердившихся у власти, после победы над Абдуллахом ибн Аз Зубейром – Омеййадами, но с другой стороны были во многом независимы и строили планы по свержению господства Бану Омейа, правой рукой которых стал наместник Абд аль Малика ибн Марвана из Бану Омейа на востоке - Хаджадж ибн Юсуф. Именно покровительство Мухаллаба ибн ас Суфры и мухаллабитов, позволило басрийским ибадитам избежать жестоких репрессий со стороны Хаджаджа ибн Юсуфа, который опасался Мухаллаба с преданным ему войском, сотоящим во многом из ибадитов и лояльных им оманцев-аздитов. Так, после того как ибадиты убили агентов Хаджаджа, он ограничился всего лишь высылкой ибадитов во главе с их имамом Джабиром бин Зейдом из Басры в Оман, который к тому моменту был независимым государством, где правители также придерживались воззрений мухаккимитов (ибадитов).
Вместо высланного в Оман Джабира, руководство басрийской общиной аль-ибадийа принял на себя его ученик Абу Убейда Муслим (Абдуллах бин Ибад к том времени покинул этот мир), который не только смог сохранить басрийское сообщество в условиях нарастающих репрессий со стороны Хаджаджа ибн Юсуфа, особенно после смерти Мухаллаба ибн ас Суфры, но и создать новые организованные общины в Хурасане, Мисре и Триполитании, завершить их институционализационное становление, создав четкую структуру меджлисов, направляя в изолированные общины аль ибадийа «хамалат аль ильм» (носителей знания), которые занимались обучением и исполняли обязанности имамов на молитве и кади, до того пока не будут подготовлены местные кадры. Таким образом Абу Убейда Муслим смог создать по сути «подпольное» или «теневое» государство аль-ибадийа в рамках империи Омеййадов, которое во многом компенсировало гибель первого независимого ибадитского государства в Омане, после его захвата Хаджаджем ибн Юсуфом. После же смерти Джабира бин Зейда именно Абу Убейда Муслим был избран новым имамом мухаккимитов - ахлю аль хакк уа аль истикама, которые с того времени все чаще называют аль-ибадийа (ибадиты). После же смерти Хаджаджа ибн Юсуфа – Абу Убейда деятельность общины аль-ибадийа в Басре более не грозит уничтожение и репрессии, когда наместником города стал мухаллабит Йазид бин Мухаллаб – сын Мухаллаба бин Ас Суфры, который благоволи ибадитам. В то же время, сам Абу Убейда отказывался «выйти из тени» и несмотря на то, что был имамом ибадитов, сохранял свою деятельность и положение в тайне, продолжал плести корзины, тем самым зарабатывая себя на жизнь, потому и известен под прозвищем «корзинщик».
В этот период у ибадитов появилась надежда на мирное возвращение к сунне праведных имамов – Абу Бекра и Умара (да будет доволен ими Аллах) в исламском мире. Эта надежда связана с именем праведного имама Умара II ибн Абд аль Азиза, который не только на словах декларировал свою приверженности пути праведных имамов, но и на деле проводил мероприятия, связанные с уничтожением в Дар-уль-ислам всех новшеств, появившихся после утверждения у власти Бану Умейа и возвращением к принципам руководства первых праведных имамов (халифов). В такой ситуации Абу Убейда Муслим отправляет к Умару ибн Абд аль Азизу лучших людей из числа аль-ибадийа, которых Умар принял и с которыми вел долгую беседу, в результате которой Абу Убейда Муслим и ибадиты признали Умара ибн Абд аль Азиза правителем и имамом правоверных. В ответ Умар назначает одного из алимов аль ибадийа – Ильяса бин Муавийа кади (судьей) в Басре, также и иные ибадиты получают административные и военные должности, а муфтием Басры стал праведный табиин Хасан аль Басри, который был близким другом первого имама ибадитов - Джабира бин Зейда.
В тот же период у ибадийа происходит конфликт и разрыв с мухаллабитами, которые не согласились с признанием правления Умара ибн Абд аль Азиза со стороны Абу Убейды Муслима. Они делали ставку на приход к власти наместника Басры – Йазида бин Мухалаба, который отказался подчиниться Умару и сам претендовал на власть. Но его выступление против Умара было вскоре подавлено, а ибадиты во главе с Абу Убейдой Муслимом были на стороне Умара. Эта фитна не имела сколько нибудь серьезного влияния, так как те из ибади, кто поддержал наместника Басры, были скорее преданы «трайболистическим идеям» племени Азд и представляли из себя аздисткую знать, к которой и относились и мухаллабиты. Но, к слову сказать, нынешняя правящая династия в Омане – Аль Бу Саиды, также являются мухаллабитами, потомками Мухаллаба ибн Ас Суфры – победителя азракитов. После же смерти Умара ибн Абд аль Азиза, в которой ибадиты обвинили окружение праведного халифа и который, по мнению ибадитов, с большей долей вероятности, был отравлен и последовавшего уничтожения его преемниками всех достижений его правления и возвращения к сунне Муавийа, аль-ибадийа берет курс на вооруженную борьбу с тираническими правителями, потеряв надежду на возможность утверждения праведного имамата без вооруженного восстания.