После гибели Рустамидского государства остров Джерба служил убежищем для многих из его жителей - ибадитов, укрывшихся там от исмаилитов. Ибадиты Джербы смогли успешно противостоять также нашествию племен Бану Хиляль.
Однако, в 1134 году остров теряет независимость, будучи покоренным сицилийскими норманнами во главе с королем Роджером, после чего Джерба также принадлежал арагонцами и кастильцами, пока наконец, после ряда неудачных восстаний, джербия изгоняют христиан в 1392 году.
Во время правления хафсидского султана Усмана (1435-1488) остров Джерба (Тунис), до этого бывший независимым государством - республикой (аззаба) ибадитов вошел в состав Хафсидской державы. Причиной тому стала междоусобица между ибадитами и одним из их ответвлений - нуккаритами или софритами, также проживавшими на острове, последние же и призвали на остров Хафситов, а сами перешли в маликитский мазхаб.
Наместники Хафсидов погрузили остров в пучину новых войн, которые вели за власть, убивая и свергая друг друга, стремясь получить контроль над доходами Джербы, пока, наконец в 1480 году ибадиты подняли восстание против султана Абу Умара Усмана и перекрыли римскую дорогу, соединяющую остров с материком и изгнали его наместников.
В результате длительной борьбы ибадитов (которых поддержали и иные жители острова) с Хафсидами, те вынуждены были признать автономию островитян и ограничиться лишь взятием с них закята.
После смерти Усмана Абу Умара, ибадиты Джербы окончательно разорвали отношения с Хафсидами, отразив их вторжение, вновь провозгласили на острове "республику" ибадитов - Аззаба, которая управлялась советом шейхов во главе с двумя наиболее авторитетными улама («коллективный имамат»).
Тогда же шейхи острова заключили договор (в 1503 г) с братьями Арудж и Хайр-ад-Дин Барбароссами, согласно которому они могли устроить базу для отдыха, ремонта кораблей и склады военного снаряжения и добычи, а те в ответ обязывались платить пошлины, отдавать часть добычи , а также предоставлять жителям Джербы товары по заниженным ценам. Однако, такое сотрудничество навлекло вскоре на жителей острове испытание, с которым, они, однако, успешно справились.
30 июля 1510 года к острову подошла испанская эскадра под командованием Педро де Наварро. В то время, главную роль в совете шейхов острова играли два шейха ибадитов Абу Закария Яхья ас-Семумни и Абуль Наджат.
Испанцы послали на остров своих представителей для переговоров. Островитяне отказались капитулировать.
Педро де Наварро попытался высадиться, но был отбит и увёл свои суда в Триполи (где тогда испанцам удалось утвердиться, незадолго до описываемых событий), чтобы собраться с силами и дождаться помощи.
Вскоре его флот насчитывал 120 судов, в то время как все население острова могло разместиться на кораблях этой эскадры, а сами жители острова могли выставить только 3000 воинов, то есть все мужское население, способное носить оружие.
Единственным шансом победить испанцев было недопустить возможности высадки сразу их всех сил на остров.
"…и Нашим долгом было давать победу верующим". (Коран 30:47).
Шейх Абуль Наджат призвал воинов, особенно тех, кто сомневался в победе и был готов сразу же умереть на испанских копьях, заслужив высокой степени, не отказывать такими поступками тем, кто верит в победу и сказал, что "каждый из нас должен пытаться убить, по крайней мере, двух из них (испанцев), а потом уже умирать".
Когда испанцы начали высадку, на этом участке мусульманские войска успели сосредоточить только один ряд бойцов и когда он сбрасывал в море первую линию противника, вслед за ней высаживалась новая, пока на помощь не пришел сын шейха Абу Захарии Яхьи - Абу Сулейман ибн Аби Закария - храбрый воин и ученый, с небольшим конным отрядом, находившимся в резерве и он смог, воспользовавшись отливом, "проскакать по воде", приблизился к высадившемся испанцам с тыла, отрезав их от кораблей. Это создало панику среди испанских солдат, которые уже сражались на берегу и мусульмане окружили их со всех сторон и испанцы в тот день были разгромлены, потеряв несколько тысяч убитыми.
Лев Африканский пишет в своей книге об этих событиях:
испанцы "ужасно страдали от сильной жары и жажды, так как у них не было питьевой воды, и они высадились в то время, когда прилив достиг высшей точки, а при их возвращении вода отступила, и корабли, чтобы не остаться на суше, отошли вместе с морским отливом, так что открылось пространство в 4 мили, которые, вместе с теми, что оставалось пройти, подвергли солдат такой опасности и страданию, что те безо всякого порядка отправились к кораблям. Их преследовали мавританские всадники, так что большая их часть погибла или была взята в плен, за исключением немногих, которые направились вместе с флотом на Сицилию"
В этом же году народ Джерба истребил еще один испанский отряд в числе около 1000 солдат, которые там вынуждены были высадиться, после неудачной атаки Сфакса.
В 1520 году (926 году Хиджры), спустя десять лет после этих событий, испанцы атаковали Джерба вновь и уже без предупреждения, но рыбаки увидели вражеский флот и успели предупредить жителей и вновь испанцы были разбиты, оставив на острове 600 убитых.
Лишь в 1560 году испанцам удалось временно утвердиться на Джерба, но вскоре они оттуда были изгнаны Османами, а остров вошел в состав Османского государства.
В 1611 году остров подвергся очередному нападению христианского флота, стоившему его жителям - 500 павших в бою с испанцами, которые были разбиты в упорном сражении.
Арабское завоевание Сицилии началось в 212/827 г., когда династия Аглабидов из Ифрикии, областей современного Туниса и Триполитании организовали военную экспедицию на остров по просьбе мятежного византийского флотоводца Евфимия (умер 214/829). Вслед за исламскими войсками на Сицилию стали прибывать и мусульманские поселенцы.
Большинство из них были берберы.
На протяжении всего периода мусульманского правления и даже в первые годы господства Норманнов продолжалась миграция мусульман из Северной Африки на этот остров. Как правило, жители Магриба искали там убежище, спасаясь от войн, частых засух и политических потрясений.
Арабские источники указывают, что берберы впервые появились на Сицилии в качестве воинов армии вторжения под начальством Ибн аль-Фурата в 212/827 г. Они прибыли туда целыми кланами со своими семьями, во главе с религиозными лидерами.
Большая часть берберского контингента состояла из членов племени Хаввара (Hawwarah), одной из наиболее крупных и влиятельных берберских групп в Северной Африке. Однако, в отличие от большинства амазигов (берберов) переселившихся в аль-Андалуз (Испания), Хаввара были одними из самых стойких последователей учения аль-Ибадийа (ибадиты).
Тогда они подписали мирный договор и соглашение с Аглабидами и сыграли заметную роль в их завоевании Сицилии.
Ибн Халдун отмечал, что после того, как Хаввара потерпели неудачу в войне против Аглабидов в 196/811 г, они обратились за помощью к имаму ибадитов Рустамидского государства Абд аль Ваххабу (171 / 788-208 / 824). При его посредничестве был заключен договор, согласно которому ибадитские племена Ифрикии взамен на сохранение собственных религиозных и иных привилегий признавали власть и становились союзниками Аглабидов. Во время похода на Сицилию один из ведущих командиров аглабидской армии вторжения - Ибн Ниама был членом ибадитского племени (Хаввара).
Источники Ибади (Abu al-Rabi" Sulayman al-Wisyani, "Kitab al-Siyar," MSS. Dar al Kutub al-Misriyah, No. H9112, folio 59) утверждают , что их сообщества процветали в Сицилии, имели тесные контакты с ибадитами из Северной Африки, особенно с жителями острова Джерба (Тунис), который во времена Фатимидского господства на время становиться важным религиозным центром ибадитов в Магрибе.
Вероятнее всего, ибадиты, поселившиеся в Сицилии изначально организовали там собственные автономные или полунезависимые общины. Одной из таких общин, по сведениям источников Ибади, был город Каср Янни (Энна), другая подобная община из мигрантов из Тахерта существовала в области Ното, что подтверждается упоминанием города Tahartina уже в христианский период истории острова.
После падения имамата Рустамидов, рассеянные Ибади сообщества перещли на "пути" (masalik) секретности (Kitman) и создают собственные органы самоуправления, частично независимые от властей острова, но многие из ибадитов могли занимать должности и в правительстве, которые не противоречили их взглядам. Есть основание предположить, что регионы Каср Янни и Тахартины пользовались полной свободой и были независимы от правителей Сицилии.
Также ибадиты выступали в качестве посредников в торговле между Сицилией и землями к югу от Сахары, где было много колоний ибадитов. Это можно проследить в описании деятельности одного из малоизвестных племен Ибади - Barqajanah.
Ибн-Хаукаль сообщает, что среди жителей Палермо живет много Barqajanah (берберов) и их mawali (клиенты). Аль-Якуби говорит о Barqajanah как о берберском племени, которое мигрировало из области Barqah в Ливии во время исламского завоевание , а затем поселилось в столице Рустамидов - Тахерте и в его окрестностях.
Члены Barqajanah встречаются во многих крупных торговых центрах по всей Северной Африке, особенно вдоль торговых путей, которые находились под торговой монополией Ибади. Они упоминаются в Awdaghust, вместе с ибадитами из Nafusah, Lawatah, Zanatah и Nafzawah, с которыми они принимали активное участие в транссахарской торговле, которая в то время была полностью монополизирована ибадитами,. Barqajanah занимали также видное место в торговых делах столицы Рустамидов - Тахерта. Вероятно массовое появление Barqajanah на Сицилии и было связано с захватом этого города Фатимидами.
Поток иммигрантов из числа ибадитов на Сицилию, где уже закрепились последователи учения Ибади продолжался и в дальнейшем и охватывал весь период исламского господства в этом регионе с 4-го / 9-го по конец 6/12-го веков. В частности, массовые переселения на остров происходили во время голода 395/1004 -1005 гг,, затем во время вторжения племен Бану Хилали в Северную Африку в 451/1059г.
Даже когда Сицилия оказалась под властью Норманнов после 537/1142г, многие мусульмане продолжали проживать на острове.
Кроме указанных выше поселений ибадитов в Сицилии, берберы-ибадиты могли населять города на побережье, а также горные районы около Энны.
Максимальной концентрации поселения берберов достигали в западной части острова, хотя встречались по всему региону, даже в столице Палермо.
В частности, арабский путешественник, Ибн-Хаукаль ( 332 / 943-367 / 977), который посетил остров в 362/972, упоминает, что берберы составляли большую часть населения столицы.
Топонимика городов и деревень средневековой Сицилии показывает, что большое число названий. в том числе и ныне существующих поселений происходит от берберских племен, придерживающихся убеждений и мазхаба Ибадийа.
К таковым относятся - деревня Cumia, которая находится недалеко от Мессины, чье название происходит от племени берберов Kumiyah, филиала племени Nafzawah.
Также средневековый город Karkud или Qarqud, который называется ныне Сомматино был поселением амазигов клана Karkudah, филиала племени ибадитов Хаввара.
Вблизи современного города Монреале было село Rahl Maghaghi названное от имени отдела племени берберов-ибадитов Lawatah - Maghaghah.
Поселение Manzil Zammur недалеко от Монреаля ведет свое происхождение от племени берберов Zammur. Эта группа населяла область Джебель Нафуса в Tриполитании и была филиалом ибадитов Бану Нафуса.
С другой стороны острова, в двенадцати милях к западу от Сиракуз, расположен город Mellili, названный в честь другой фракции племени Хаввара - Malillah, которое дало свое имя также и общинам в Северной Африке - одной в марроканском Рифе и второй в регионе Мзаб в Алжире. И даже название реки Modiuni в Сицилии, вероятно могло быть связано с филиалом племени Lawatah - Madyunah, которое также как и Kumiyah были ибадитами.
Одно из самых крупных племен Ибади того периода в Северной Африке было Lamayah, которое также было связано с Kumiyah и Madyunah и дало свое имя сицилийскому городу Рахлах-Майах (центр этого племени в Триполитанией также
называется аль-Майах) вблизи Корлеоне и имя поселению Ламии вблизи Mineo.
Все племена, упомянутые выше, как известно, исповедовали Ибадизм в рассматриваемый период. (также есть множество поселений, которые также с различной степени вероятности относятся к ибадитам - берберам (на тот период), таким как аль-Риги, аль-Maklati, аль-Masallati, и аль-Misrati)
Во время периода раздробленности Сицилии на qa'id когда остров был разделен на множество самостоятельных княжеств (эмиратов) после 433/1045 г , имена племен Ибади также были весьма распространены в их названиях.
В частности, Qa'id Абд Аллаха Манкута, контролировал западный регион, включая прибрежные города Мадзара, Трапани, Шакка, и Марсала, в то время как Maкалати котнтролировал Катанию и окрестности.
Названия этих qa'id ясно показывает, что они, или их предки были членами Ибади племен. Ибн Mankut, также пишется Matkut, Madkud, Matkud и Maskud, из-за различий в берберских диалектов , является название племени принадлежащий к группе Hawwarah и это имя часто встречается среди лидеров общин Ибади в Джебель Нафуса (Триполитания). Ибн Maklati называлось племя берберов, принадлежавшее к группе Nafzawah, которое было также связано и с Хаввара. Nafzawah и его филиалы, как и Hawwarah, исповедовали Ибадизм, и во время 3-го / 9-го и 4-го / 10-го веков контролироваи область на юге Туниса, известную как Jarid, которая была оплотом Ибади.
Maklatah был союзником Аглабидов в их войне против Фатимидов вместе с Lawatah и Hawwarah.
Подобные указания на присутствие ибадитов на Сицилии может открыть новую страницу в изучении мусульманской истории острова, как и Ибади - сообществ в Северной Африке, особенно в период "темных веков" после захвата Фатимидами государства Рустамидов в Тахерте в 296/909, в результате чего ибадиты рассеялись по всей Северной Африке и Сицилии и основали небольшие независимые и полунезависимые республики - аззабы.
Слабое освещение в исторических записях оставляет большую часть истории мусульман в Сицилии за завесами тайны, в том числе и касающуюся судьбы аль-Ибадийа на острове. Но интересно отметить, что некоторые общины ибадитов могли оставаться в Сицилии и даже иметь автономию вплоть до 13 го века. Ибн Саид аль Maghrabi (610/1214 - 685/1286) упоминает в своем труде "Unwan аль-murqisat был mutribat", что сицилийский поэт Ибрагим ибн Махбуб аль (ар) Рустами ( 13 й век) был секретарем (Катиб) на "Сахиб" в Сицилии. Арабские имя Mahbub широко использовалось ибадитами, а Нисба аль-Рустами обычно ассоциируется с династией Ибади и государством ибадитов в Тахерте.