среда, 6 июля 2016 г.

ИСЛАМ В МАЛИ



     Сказал АШ-ШАММАХИ: 

 "Вот еще одно из чудес, приписываемых ‘Али ибн Йахлафу (Афлях) (шейх ибадитов Магриба, Рустамид, сын имама), которые сделали его знаменитым как среди его сторонников, так и среди его противников. 
Ал-Бакри рассказал о нем в своем сочинении “Масалик ва-л-мамалик”, однако без упоминания шейха ‘Али и приписав его другому человеку. 
‘Али ездил по внутренним районам царства Ганы ради торговли. Он жил в этих местах и даже имел доступ к царю, который был очень значительным правителем, имевшим под своей властью двенадцать рудников с золотом, откуда добывали золотой песок. В стране имела место долгая засуха, и население обращалось с жалобами к царю. Это происходило в городе Малли. Были принесены жертвы идолам с просьбой об их помощи, но никакая помощь не пришла. В это время шейх ‘Али собирался уезжать. Царь сказал ему: “Обратись к своему Богу, может быть, Он нам поможет”. ‘Али ему ответил: “Нельзя, чтобы вы поклонялись иному богу, чем Он”. Тогда царь сказал: “Каким же образом исповедуют ислам?” Но никто не пошевелился… Тогда ‘Али провозгласил истину. Он вышел вместе с царем и отправился с ним на холм. Там он продолжал молиться, и царь подражал ему в его жестах, произнося “аминь” при взываниях шейха к Богу. Наутро дождь полил в изобилии, образовав потоки между ними и городом, такой величины, что они должны были возвращаться по Нилу (в данном случае имеется ввиду река Нигер, который мусульмане также называли Нил или Западный Нил) на лодке. И так длилось семь дней и семь ночей. Когда царь увидел это чудо, он созвал свой двор, своих вазиров, жителей города и жителей окрестностей. Все согласились принять ислам, но отказались те, кто жил далеко. Они говорили: “Мы твои слуги, но не меняй нашей веры”. Тогда он наложил на них следующее запрещение. Ни один неверный не должен входить в город под страхом смерти. И это запрещение долго соблюдалось. Шейх принялся обучать их молитвам, религиозным обязанностям, Корану. Шейх ‘Али показал царю письмо от своего отца, который торопил его возвращение и не позволял ему продлить свое пребывание в Судане (в зн. в Западном Судане, "Биляд Ас Судан") даже на короткое время. Он уведомил таким образом царя о своем намерении уехать. Но тот сказал “Это невозможно. Ты не можешь нас оставить. Мы опять вернемся к ослеплению, после того как увидели праведный путь”. Шейх же ответил: “Послушание отцу есть обязанность веры. Мой отец запретил мне оставаться, и я не нахожу для этого никакой отговорки”. Вот каким образом ислам проник в страну Судана, в Гану. Но впоследствии противники ибадитов стремились осведомить людей о своей вере, направлялись со всех сторон в эти страны и в конце концов направили их жителей по пути своего собственного учения”. 

Тоже передал и АД-ДАРДЖИНИ (ТАБАКАТ АЛ-МАШАЙИХ) : 

“Говорят, что он Йафлах ибн ‘Абд ал-Ваххаб (имам Рустамид), захотел совершить путешествие в Гугу [Гао], но отец приказал отказаться от путешествия, и он отказался, хотя уже приготовился к нему и объявил всем о нем. И передавали наши сподвижники, что ‘Али ибн Йахлаф (сын Йафлах ибн ‘Абд ал-Ваххаба) отправился в Гану в 575/1179-80 г. и достиг городов Мали. Царь города оказал ему высокие почести, а был этот царь язычником, и под его властью было великое царство, и все жители его были язычниками. Под его властью было 22 рудника, из которых извлекали золотой песок. Царь редко садился заседать, не усадив ученого вместе с собой из уважения к нему; и царь поражался его нраву и облику, и частому поклонению и соблюдению его религии, до тех пор пока он не решил уехать и уже удовлетворил свое желание и собирался отправиться в путь. А было это в год сильной засухи, и подданные обратились к своему царю с жалобой на постигшее их бедствие; и он приказал им молиться о ниспослании дождя. Они начали молиться, чтобы пошел дождь, и приносили жертвы по обычаю их религии, и принесли в жертву разных животных — крупный рогатый скот, овец, ослов и даже живых людей и кошек, и не было дождя. Царь сказал: “Может быть, ты обратишься к твоему Богу, которому вы поклоняетесь, чтобы он напоил нас?” ‘Али сказал ему: “Это не в моих силах, пока вы не верите в Него и не повинуетесь Ему. Вы поклоняетесь не Ему, а если уверуете в Него и будете повиноваться Ему, я сделаю это и попрошу, чтобы Он напоил вас”. Царь сказал ему: “Научи меня исламу и его предписаниям, чтобы я следовал ему, как и ты, а ты помолился о ниспослании нам дождя”. И он научил его, как признаться в исповедании ислама при двух свидетелях, и научил их. Затем ‘Али сказал: “Иди со мной к Нилу” (в данном случае имеется ввиду река Нигер, который мусульмане также называли Нил или Западный Нил) , они пошли, и ‘Али научил его, как совершать омовение. Царь очистился, и одел чистое платье, и поднялся с ним на холм над Нилом. И он научил его молиться, и помолился; затем он сказал: “Вот я помолился, сделай так, как я делал у тебя на глазах, а когда помолишься, скажи “амин” ; и они оба провели ночь в поклонении и мольбе к Аллаху Всемогущему и Великому, и на рассвете после молитвы сотворил Аллах, хвала Ему, тучу и то, что устремилось вниз с холма, пока не хлынули потоки между ними и городом. И принесла их лодка в Нил, и оба они плыли, пока не прибыли в город; и туча оставалась на месте полных семь дней, и лило днем и ночью, и это прибавило веры правоверному и отняло веру у неверного. Когда царь увидел то, что сотворил Аллах Всевышний, то призвал к исламу всех своих домочадцев, и они согласились, затем призвал принять ислам всех жителей города, и они сказали: “Мы — твои слуги”, и согласились, затем призвал тех, кто был близко от города из числа своих подданных, и большинство из них согласилось, затем призвал самых дальних, и они сказали: “Мы — твои слуги, и мы повинуемся тебе, а ты избавь нас от того, чего мы не желаем”, и он был великодушен к ним. Затем он решил, что в город войдет только верующий в Аллаха и его Посланника, а когда увидят язычников, пусть сражаются с ними и убивают. Тогда он сказал ему ‘Али: “Научи меня Корану и шариату”, и он учил его, пока царь не научился всему, чем он пользовался. А в то время, как он был у него в этом состоянии, пришло к нему письмо от его отца, в котором тот просил его приехать; и он сказал царю: “Знай, что я должен отправиться в путь”, и царь сказал: “Не разрешено тебе покидать нас, дабы мы снова не впали в слепоту после того, как увидели веру правильного пути”. ‘Али сказал: “Знай, что среди предписаний этой веры — почитание родителей, и отец запретил мне здесь оставаться, и это — его слова”. И когда царь увидел серьезность его намерений, то сделал добрым для него уход и возвращение домой; и они остались мусульманами, хвала Аллаху, Господу миров."

ИБАДИТЫ МАГРИБА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ РУСТАМИДСКОГО ИМАМАТА



    Когда начался упадок Рустамидского имамата, связанный с междоусобицами племен, ибадиты Нафуса, претендовавшие на ведущую роль в нем, но оттесненные со своих привилегированных позиций представителями иных народов амазигов ("берберов"), утверждают собственный имамат в Триполитании. Однако, будучи лишенные поддержки Рустамидов, Нафуса терпят поражение от Аглабидов, оказываются под властью этих наместников Аббасидов, пока, наконец Ильяс ибн Мансур аль-Нафуси в 881 году, собрав все силы в 12000 мужчин, разгромил силы Абассидов и вновь создал независимый имамат в горах Джебель - Нафуза. Но и он был вновь завоеван Аглабидом Абу Исхаком Ибрахимом ибн Ахмадом, который устроил настоящий геноцид народа Нафуза. 

 Появление Фатимидов, ставших "могильщиками" как Аглабидов, так и Рустамидов и завоевавших весь Магриб, кроме Андалузаа, вернуло к жизни имамат Нафуза. Ибадиты Нафуза во главе с имамом- мудафи (дифа - обороны) Абу Закария Яхья аль- Ирджани (около 908-923)смогли отразить все попытки исмаилитов покорить эту страну, хотя и лишились всех территорий к северу от гор Джебель - Нафуса (хотя там до сих пор существует анклав ибадитов на побережье - город Зувара). 

 После гибели Абу Закария Яхья аль- Ирджани в сражении с Фатимидами имамом был избран его сын Захария ибн Яхья, который поддержал выступление нуккаритов (течение вышедшее из аль ибадийа и сближающееся с ас-суфрийа по некоторым положениям, которые отсутствуют у ибади) и их вождя Абу Язида, провозгласившего себя "старейшиной правоверных".  Захария став хакимом Абу Язида в Джебель Нафуза и Триполитании , а его народ - главной ударной силой этого восстания, охватившего все северо-африканские владения Фатимидов, поставившего  на грань уничтожения это государство исмаилитов. 

 После подавление восстания берберы Нафуса продолжали войну с исмаилитами и сохранили свою независимость и позже, хотя их правители уже не назывались имамы, а были только хакимами, в частности Зияридов,  и иных правителей, которых они признавали в качестве таковых, пока в 16 веке они не были завоеваны Османами. 

Став частью Османского государства, потеряли права на хакимат до 1916 года. Тогда губернатором Триполитании был назначен глава ибадитов Нафуза - Сулейман аль Баруни-паша, освободивший значительную часть этой области от итальянцев и провозгласивший затем Триполитанскую республику. 

 В то же время,  ибадиты Тахерта и иных областей Рустамидского государства, отступившие от Фатимидов в пустыню, также отказались признать и правление нуккарита Абу Язида и не поддержали его в войне с исмаилитами, в отличие от Нафуза. 

 Они нашли защиту от карматов за песками Сахары и укреплениями своих ксуров, построенных в голой пустыне вокруг глубочайших колодцев, где и создали свои государства - общины (аззаба) в Сахаре, которые были независимы вплоть до 80-х годов 19 века . 

 Сперва ибадиты обосновались в оазисе Уаргла, где был основан первый ксур - Седрата и была найдена вода на большой глубине, но плодородных земель и пастбищ здесь не хватало, чтобы обеспечить пропитанием всех мухаджиров рустамийа. В связи с этим предпринимались попытки поиска новых неприступных мест в пустыне, которые могли бы служить надежной защитой ибадитам, пока наконец не была освоена долина Мзаб, где местные амазиги были преобразованы в ибадизм шейхом Абу Бекром ан Нафуси, после чего были готовы принять переселенцев из Уарглы и иных убежищ ибадитов бывшего Рустамидского государства. 

Один за другим были основаны 5 городов-ксуров ибадитов - Гардайа, Бени Изген, Мелика, Эль-Бунур и Эль-Атеф, еще один город - Эль-Геррар был основан в отдельном оазисе,  которые были объединены в "Республику (Аззаба) Гептаполис"(семь городов), вместе с находящейся в Уаргле - Седратой. Их отдаленное положение, мощные укрепление и отсутствие колодцев вокруг дали им возможность сохранить свою независимость и обеспечить процветание вплоть до 80- х годов 19 века, когда мозабиты вынуждены были признать французское господство. 

Однако и здесь им удалось добиться определенных уступок. И под властью французов они смогли сохранить широкую степень автономии, выплачивая французам дань в обмен на сохранения определенной части суверенитета. 


 Были и иные отдельные ибадитские республики (аззаба) и хакиматы -  на острове Джерба (Тунис),  в Аурасе у племен Хаввара, а также в Гадамес и ,вероятно, на Сицилии. Также присутствие общин ибадитов было отмечено и в Андалузе, где, возможно, они также пользовались той или иной степенью самоуправления.

  Расположение  ибадитских городов - республик и племен, исповедовавших ибадизм в 14 (8) веке описал ибн Абу Талиб Ансари ас-Суфи Ад Димашки: " К числу сахарских стран относится Варкалан. Между Варкаланом и Тадмаккой — расстояние в пятьдесят переходов. Варкалан — это семь крепостей, населенных берберами. Эти берберы — ибадиты (имеется ввиду регион Мзаб, ныне Алжир). К числу стран, о которых идет речь, относится Гадамес. Между ним и Варкаланом — сорок переходов. Это прекрасный город с многочисленными финиковыми пальмами. Жители его — также ибадиты. Между ним и горами Нафуса — семь дней пути по пустыне. А длина этой горы с востока на запад — шесть миль, и говорят, шесть дней пути. В этих горах есть деревни и населенные места, а их столица — Шаруш. Жители этих гор — также ибадиты. С этими горами граничат горы Аурас. Длина этих гор — семь дней пути. В них есть многочисленные крепости, которые населяют хаввара. Они — также ибадиты." 

 К этому же периоду  относится и посещение ибн Баттутой государства Мали к югу от Сахары, где он также встречает ибадитов, которые были потомками переселенцев - основателей первых мусульманских городов в этой стране, принесших на эти земли ислам. 

В часьности, он писал - " После десятидневного перехода от Айвалатена мы прибыли в селение Дьягари... Это большое селение, его населяют черные купцы; называются они “ванджарата” ... Вместе с ними живет группа белых, принадлежащих к мазхабу ибадитов .... ; они называются “саганого”... Сунниты же маликиты из числа белых именуются у них “туре”..."

  Раннее главным центром ибадизма в Мали и колонией ибадитов был процветающий город Гао, который во время Рустамидов приобрел важнейшее значение, в качестве главной торговой фактории к югу от Сахары, но постепенно уступивший свою ведущую роль маликитскому Тимбукту. 

воскресенье, 10 апреля 2016 г.

ИМАМАТ РУСТАМИДОВ (I - РАСЦВЕТ 772 – 872 )



    В 758г. Имам (ибадиййа) Магриба Абу-л-Хаттаб назначил Абд ар-Рахмана ибн Рустама, одного из «Носителей знания» (Хамалат аль Ильм), своим наместником в Кайруане. 

   В 761г. Кайруан, завоеванный наместником Египта ибн ал-Ашасом, переходит под власть Аббасидов. Абд ар-Рахман отступил в Средний Магриб (Алжир), где продолжает руководить племенами амазигов, признававших его авторитет, в качестве наместника правителя. Чтобы быть равноудаленными от местных племен и не вызывать конфликтов по поводу месторасположения ставки, Абд - ар Рахман сделал своей столицей заброшенную римскую крепость (лагерь легиона) Тахарт (римский - Тиарет в настоящее время - Тагдемт), расположенный на склоне Джебель-Джоззуля, возвышавшийся на тысячу метров над степными пастбищами. Отсюда он смог заново на короткое время (772 год ) утвердиться в Кайруане. 

  Абд ар-Рахман ибн Ростем стал губернатором нового имама ал-ибадиййа в Магрибе Абу Хатима аль-Малзузи. Спустя несколько месяцев после его гибели, ибн Ростем оставил Кайруан и отступил в свою резиденцию – Тахерт, продолжал осуществлять руководство над большей частью племен Среднего Магриба (Алжир), тогда как в Ифрикии и Кайруане утвердились Аббасиды в лице их амира  Мухаллабида Хатима аль Азди, который основал местную династию аббасидских наместников, вернув на время "величие и славу" потомкам Мухаллаба ибн Ас-Суфры, раннее в Омеййадскую эпоху бывших  друзьями и союзниками ибадитов. 

    В 777г. Абд ар-Рахман после 5 лет успешного противостояния с правителями Кайруана и Триполи смог обеспечить безопасное существование своего государства, расширив его пределы. В частности, он отвоевал у Мухаллабидов побережье. Были открыты и отстроены порты, через которые наладились тесные торговые и политические контакты с Омейядами из аль-Андалуза. Тогда же и был провозглашен «имамат зухур» («свобдного исповедания веры»), а Абд ар-Рахман, до этого возглавлявший «совет шейхов» , был избран имамом.
   
     Избранию ибн Ростема кроме его личных достоинств и качеств способствовало и то обстоятельство, что он не относился ни к одной из влиятельных фракций, не только не будучи членом племен амазигов (берберов), но и арабом, которые среди ибадитов Магриба были в большинстве представителями хадрами (народа Хадрамаута), в то время как новый имам был персом. 

     С согласия совета улама и шейхов племен должность имама была закреплена за  представителями семьи ("Дома") Абд ар Рахмана.  Они сочли такую практику оправданной, чтобы избежать конкуренции между представителями местных колен и кланов амазигов (берберов) в их возможной борьбе за имамат. При этом сама процедура выборов имама не отменялась, но претенденты на избрание ограничивались членами семьи Абд ар-Рахмана. 

   Так было основан Имамат Рустамидов. 

    Имам Абд ар Рахман в ходе своего правления установил мирные отношения со всеми соседями, что способствовало процветанию имамата. Так, в следующие годы Тахарт стал быстро заселяться. Причем переселенцы прибывали сюда из самых отдаленных областей исламского мира, привлеченные как изобилием плодородных земель, так и слухами о справедливом государственном устройстве. Вскоре все окрестные земли были орошены и стали обрабатываться, а сам город превратился в ключевой центр африканской и, прежде всего, транс сахарской торговли. Сюда кочевники пригоняли в летнее время стада и обменивали продукты скотоводства на зерно у жителей Телля. По прибытии вожди [племен] встречались с именитыми гражданами, затем возвращались в свои кочевья. «Не было чужеземца, — пишет суннитский ученый Ибн Сагир, который длительное время проживал s Тахерте  — который, посетив город, не обосновывался бы в нем и не строил бы себе там жилье, будучи прельщен царящим изобилием, праведным поведением имама, его справедливостью по отношению к народу и безопасностью, какою пользовались все жители и их имущество. Вскоре о каждом доме в городе говорили: этот дом принадлежит такому-то из Куфы, этот — такому-то из Басры или из Кайруана; вот мечеть пришедших из Кайруана и их базар; вот мечеть и базар пришельцев из Басры или из Куфы». 

   В конце жизни Абд ар-Рахмана делегация ибадитов Басры, посетивших город, отмечала в своем донесении, что Тахарт изменился во всех отношениях — здесь появились дворцы, плодовые сады, мельницы, хорошо экипированная конница, большое количество рабов , но сам имам Абд ар-Рахман продолжал вести аскетичный образ жизни. Так, — согласно Ибн Сагиру — Ибн Ростем, занятый заделыванием щелей на своей террасе, сначала закончил работу и только потом слез с лестницы, чтобы принять ибадитских посланцев из Ирака. Он предложил им лепешки с жиром и топленое масло. В комнате была только подушка, на которой он спал, его сабля и пика, а в другой части дома был привязан его конь. Он отослал обратно второе посольство (из Ирака), вернув им подарки, говоря, что его община не столь бедна, чтобы принимать дары.

    Имам Абд ар-Рахман умер в 787 (171 ) году. 

   Утверждение нового имама, вопреки согласованной прежде позиции о принадлежности имамата к семье Абд ар Рахмана ибн Ростема, встретило противодействие некоторых племен амазигов. Ряд берберийских кланов не согласились признать выборы имама, которым стал сын Абд ар-Рахмана — Абд ал-Ваххаб б. Абд ар-Рахман. По мнению их вождей, сами выборы были пустой формальностью, с учетом того, что никакой иной кандидатуры кроме Абд ал-Ваххаба не рассматривалось. Шейхи амазигов, таким образом, сочли данный акт, противоречащим шариату. При этом, они не считали себя нарушителями договора относительно раннее данного согласия на выбор имама из числа членов семьи Ибн Рустама, так как, они полагали, что выборов не было в принципе. Абд ал-Ваххаб вынужден был пойти навстречу требованиям берберийских шейхов и согласился созвать Совет для новых выборов имама. Целый месяц длился спор по поводу двух кандидатов: Абд ал-Ваххаба ибн Абд ар-Рахмана и Масуда ал-Андалуси. В конце концов, лидеры ибадитов подтвердили правомочность правления Абд-ал-Ваххаба простым голосованием, - отдав за него большинство голосов. Однако, один из вождей амазигов - Йазид бин Фандин, принадлежавший к отдельной группе ибадитов – аль-нуккар, к которой относились, прежде всего, племена раннее исповедовавшие софризм, чьи взгляды в большей степени совпадали с нуккаритами, чем с ортодоксальными ибадитами – аль-вахбийа (сторонники строгого следования принципам первого имама мухаккимитов ибн Вахба ар Расиби, отсюда и название и людей Ан-Нахраван) , несмотря на все доводы, отказался признать эти выборы и со своими людьми пытался ворваться в дом имама и сместить его силой, но нападение было отражено, а Йазид ибн Фандин погиб в схватке. После этого и до конца имамата Абд ал Ваххаба страна под его руководством продолжала развиваться и процветать. 

   В 812 г. Триполитанские ибадиты из племен Нафуса, входившие в сотав имамата попытались овладеть Триполи, некоторое время осаждали город, но не смоги его взять. Но после смерти Ибрахима I — основателя тунисской династии Аглабидов, признававшей авторитет Аббасидов — Триполи добровольно признал власть Рустамидов, а представители племени Нафуса стали его губернаторами. Это послужило укреплению авторитета Рустамидов в областях между Тахартом и Триполи, особенно в Джериде и части Заба, которые также вошли в состав Рустамидского государства. Таким образом, столица Аглабидов Кайруан и, принадлежавший им Тунис, были окружены со всех сторон территорией ибадитов. 

    Абд ал-Ваххаб еще при жизни передал многие государственные дела в ведение своего сына Афлаха, который своей исполнительностью и справедливостью заслужил уважение представителей племен и улама и  был избран имамом в 823 г. 

  Во времена Афлаха ибадиты начинают осваивать территорию к югу от Сахары - Биляд ас Судан (прежде всего современные Нигер и Мали), с народами которого они наладили торговые связи. Теперь же дело дошло до образования постоянных поселений и городов, таких как Гао и Дженне, которые посещали и где проживали, в том числе и члены правящего дома Рустамидов. Кроме того, многие правители местных народов и многие жители этих мест были обращены в ислам. 

    При имаме Афлахе началась новая война с Аглабидами, чей правитель Абу – ль Аббас смог отвоевать у ибадитов некоторые области Среднего Магриба, где построил крепость аль-Аббасийа, названную в честь своих сюзеренов. Имам Афлах смог захватить и разрушить эту крепость, вернув потерянные территории. В этой связи стоит отметить, что это событие вызвало радость и в Кордове и Андалузе, где правили Омеййады, с которыми у Рустамидов сложились наиболее доверительные отношения. Узнав о взятии и сожжении Аббасии, Кордовский правитель направил имаму Афлаху 100 000 дирхемов, в качестве признания его заслуг в деле борьбы с ненавистными ему Аббасидами. Еще раннее в 822 году (207) году эмир Кордобы Абд ар Рахман II устроил теплый прием трём сыновьям Абд ал-Ваххаба, которые возглавили посольство, чтобы приветствовать его приход к власти в Андалузе, где те проживали длительное время. Стоит отметить, что в 844 году (229) году Кордоба официально проинформировало Тахерт о победе, над вторгнувшимися в халифат викингами. Это было связано, в том числе, с тем, что многие видные представители семьи Рустамидов и племен амазигов, исповедующих ибадизм,  занимали высокие должности в Кордове, включая военных амиров и визирей. Этот же период – господства Омеййадов в Андалузе, -был отмечен появлением многих книг, написанными ибади-учеными в этой стране, где они могли работать открыто, не опасаясь преследований ...

четверг, 31 марта 2016 г.

ВТОРОЙ ИМАМАТ ИБАДИЙЙА В МАГРИБЕ



    После падения Первого Имамата в Магрибе (Триполитания),  руководство аль-ибадиййа в Басре направляет в Северную Африку "Хамалат аль Ильм" ("Носителей знания"), в состав которых вошли и представители местных племен, получивших образование в Басре. Задачей этой миссии было, прежде всего, восстановление боеспособность сил ибадитов,  которые продолжали контролировать регион Джебель Нафуса, пополнение их новыми сторонниками и, наконец, подготовку нового выступления. Деятельность "Носителей знания" ("Хамалат аль Ильм") была  успешной. За короткий период к движению аль-ибадийа примкнула значительная часть племен амазигов (берберов), раннее связанных с хариджитами-софритами.       
    
   В 757 году в местечке Саййад , что в Триполитании, собрался меджлис-шура с участием всех ведущих шейхов и знати племен амазигов, придерживающихся ибадизма и "носителей знания", где было принято решение начать войну с Аббасидами, незадолго до этого утвердившимися у власти на большей части исламского мира. Теперь из Триполи,  через своих наместников,  Аббасиды требовали  признания собственной легитимности и от берберских (амазиг) племен ибадитов Триполитании - Нафусы и Хаввары, которых так и не смогли покорить Омеййады. 
    
   В ответ на это, ибадитами Магриба был провозглашен новый Имамат аль Ибадийа, известный как Второй Имамат. Имамом был избран один из прибывших из Басры «Носителей знания» - факих и кади Абу-ль-Хаттаб аль Маафири аль Химьяри. Имам тут же повел войска на Триполи, нанес поражение силам губернатора Аббасидов и взял город, сделав его столицей Имамата. 
    
    В этом же (757 г.) ибадиты уже господствовали во всей Триполитании, части Киренаики и Ифрикии, изолировав столицу Арабского Магриба – Кайруан. Этот город, будучи лишен поддержки, подвергся атаки с запада и был завоеван племенами софритов - урфеджума.  Они, по сообщениям летописцев, "предались дикому разгулу." Жителям Кайруана  ничего более не оставалось, как обратиться за помощью к ибадитам и их имаму Абу-ль-Хаттабу.

    Абу-ль- Хаттаб в этот момент был занят борьбой с египетским наместником Аббасидов в Киренаике. Получив послание от кайруанцев, он бросил свои войска на Кайруан и летом 758 овладел им. Будучи "возмущенный преступлениями, которые совершали хариджиты", Абу-ль-Хаттаб "учинил там страшную резню урфеджума, несмотря на свои умеренные взгляды." [Однако, следует учитывать, что, в данном случае, берберы урфеджума следовали скорее своим доисламским нравам, чем принципам софризма, ибо как правильно заметил историк Ш.-Андре Жюльен: "Хариджизм, естественно, был приспособлен берберами к своему революционному темпераменту. Они превратили софризм, принципиально не признававший террора, в доктрину прямого действия, подобно азракизму на Востоке."] 

    В ходе дальнейших операций против софритов, ибадиты уже утверждают свою власть во всей Ифрикии (Алжир), а племена софритов Атласа, Рифа и территории современной Кабилии признают Абу-ль-Хаттаба своим имамом. В результате,  Имамат Абу-ль-Хаттаба простирается от Марроко до Киренаики, охватывая весь Магриб к 759 году. 

   Воспользовавшись переносом военных действий в западные области Магриба, Мухаммад бин аль Ашас ал Хузаи, наместник Аббасидов в Египте, получив военные подкрепления из Ирака и Шама, посылает свою армию под командованием ал Аввама бин Абд аль Азиза аль Баджали для того, чтобы она отвоевала Киренаику и Триполитанию . Однако, Абу-ль-Хаттаб успел сосредоточить силы и предотвратить вторжение, разгромив армию Аббасидов еще до того как она вступила в Триполитанию, после чего ибадиты вновь занимают Киренаику. 

   В следующем (760) году Аббасиды посылают новое войско во главе с Абу-ль-Ахвас Умаром бин аль Ахвас аль Иджили против Имамата, но в сражении у города Зафран Марса ибадиты наносят и ей поражение. 

   В таких условиях, Абу Джафар «аль-Мансур» Аббасид направляет в Египет новые подкрепления и требует от наместника, чтобы он лично возглавил поход против Абу-ль-Хаттаба. В 761 году Мухаммад бин аль Ашас ал Хузаи - наместник Аббасидов в Египте, возглавил армию и вторгся в Триполитанию, где затеял с ибадитами авангардные сражения и смог ложным маневром отступления растянуть их силы, после чего , получив новые подкрепления, неожиданно атаковал их у города Tawurgha (Taurgha), недалеко от побережья, в несколько днях пути к востоку от Триполи. В упорном сражении ибадиты понесли поражение, а имам Абу-ль-Хаттаба был убит. 

   После этого, аббасидские войска завоевывают Триполи, хотя большая часть территории по-прежнему остается под контролем бывшего губернатора имама Абу-ль-Хаттаба в Триполитании - Абу Хатима аль-Малзузи, во главе с непокорными Нафуса.  Его и  избирают новым имамом (на правах имама дифа – обороны). 

  Тем не менее, в этом же году Мухаммад бин аль Ашас смог захватит у ибадитов столицу Магриба – Кайруан и отвоевать часть Ифрикии. В то же время, здесь, также как и в Триполитании, «чернознаменным» (аббасидам) не удалось нанести ибадитам решающего поражения и большая часть их войска, во главе с губернатором Кайруана – Абд ар Рахманом ибн Рустамом аль Фарси, избежав разгрома, отошла во внутренние районы страны. 
Там, на месте бывшего римского лагеря легионеров , у которого сохранились многие укрепления, Абд ар Рахман создает собственную укрепленную базу – Тахерт, куда стали стекаться подкрепления, направляемые лояльными племенами амазигов. 

   В свою очередь, софриты, воспользовавшись ослаблением ибадитов, провозгласили в Марроко собственное государство с центром в Сиджильмасе, хотя и продолжали оказывать поддержку ибадитам. Те же на протяжении 7 лет препятствовали попыткам аббасидских наместников Кайруана и Триполи утвердить их власть во внутренних районах Ифрикии и Триполитании, за исключением побережья. Пока, наконец, в 768 году имам Абу Хатим аль-Малзузи, воссоздав армию и восполнив потери, сам не начал наступление. 

   Он вернул контроль над Триполи и разбил объединенную аббасидскую армию Триполитании и Кайруана, во главе с наместником в Ифрикии Умаром ибн Хафсом, по прозвищу Хазармард. Осадил ее остатки в крепости Тубна аль Заб. Для ее деблокирования было направлено новое войско Аббасидов из Египта. Абу Хатим аль-Малзузи атаковал её у руин древнего Макомадеса Сиртиса и нанес ей поражение, таким образом, обезопасив тыл со стороны Египта. Имам подступил к Кайруану, которым овладел в 771/72 году, объединившись с силами Абд ар Рахмана ибн Рустама из Тахерта. Оттуда Абу Хатим выступил навстречу новой армии «чернознаменных» (аббасидов) во главе с Хатимом аль Азди. В битве у Джанби (или Джандуба /Djanduba) Абу Хатим был убит, а ибадиты разбиты. Аббасидские войска вновь овладели Триполи и продвигались к Кайруану. 

  Абд ар Рахман ибн Рустам счел целесообразным оставить город, вывести из него всех своих сторонников и отступить в хорошо укрепленный Тахерт, опасаясь того, что для обороны столь крупного города, как Кайруан, он будет вынужден задействовать все свои силы, которые, в случае неудачи, ждет верная гибель. После же оставления Кайруана, Абд ар Рахман смог успешно противостоять новому наступлению Аббасидов. Таким образом, ибн Рустаму удалось удержать власть над большей частью Алжира, включая и побережье, так и внутренними районами Триполитании, где племена ибадитов Нафуса так и остались непокоренными. С этого момента берет начало Имамат Рустамидов.

понедельник, 22 февраля 2016 г.

АЛ ИБАДИЙЙА В МАГРИБЕ И ПЕРВЫЙ ИМАМАТ ИБАДИТОВ МАГРИБА (триполитании)



    Начиная с момента раскола и разделения мусульман, мухаккимиты присутствовали в исламском Магрибе, как  среди ранних арабских военных поселенцев, так и  участников африканских военных экспедиций.  Вероятно, после пленения и  гибели Мухаммада бин Абу Бекра в Египте, где он был наместником Али бин Аби Талиба (пусть Аллах окажет почет и достоинство его лицу), в его противостоянии с Муавийа и Амром бин аль-Асом,  многие его сторонники затем выступили в поддержку людей Ан Нахраван, отступили на запад и ушли в труднодоступные районы Магриба, где занимались призывом среди христианских, иудейских и языческих племён амазигов (берберов), способствовали распространению среди них ислама, организовывали общины верующих. Также многие противники Бану Омейя и сторонники мухаккимитов, искали спасения от репрессий в военных контингентах, ведущих джихад в отдаленных землях Северной Африки. На раннее присутствие ибадитов/мухаккимитов указывает и такое обстоятельство, что  некоторые берберийские народы были преобразованы  из христианства и/или иудаизма непосредственно в ислам «ибадитского толка», в частности, один из крупнейших народов амазигов (берберов) Ливии - Нафуза. 

   Институциональное становление ал-ибадийа в Северной Африке связывают прежде всего с прибытием из Басры, - центра ибадизма,  пятерых видных ученых – шейхов,  «хамалат аль ильм» ("носителей знания"), во главе с Саламой б. Саад аль-Хадрами . Они были направлены главным Имамом ал-ибадийа,  в ответ на просьбу северо-африканских мухаккимитов, нуждавшихся в распространении среди них религиозных знаний,  организации институтов управления, судопроизводства и т.д.. Также предполагалось выбрать из числа местных берберских племен и арабов кандидатов, отправить их на обучение в Басру, чтобы затем те могли сами уже вернуться в качестве "носителей знания" -судей, факихов, чтецов Корана. Они также должны были выполнить и иное поручение - подготовить и организовать вооруженное выступление племён амазиг против власти Омейядов.  На этом этапе подобная работа велась и в иных общинах ал-ибадийа, в том числе в Йемене, Омане и Хурасане. 

  Тогда, после смерти праведного имама Умара ибн Абд аль Азиза, его преемники уничтожили все достижения его реформ и ибадиты в сложившихся обстоятельствах взяли курс на вооруженную борьбу с правителями из Бану Омейя, лишившись надежд, после гибели Умара, на возвращение праведного руководства мирным путем. 

 Точная дата этой миссии неизвестна. Можно лишь утверждать, что Салама и его товарищи оказался в Кайруане никак не позже 104-107 гг, ( 722 - 725 ГЛ), так как он пришел туда вместе с Икримой - мавали ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который умер между этими датами. 

  Роль Саламы б. Саада в организации движения муххакимитов/ибадитов в Магрибе, по мнению ибади ученых, сравнима с ролью Абдуллаха ибд Ибада в Машрике, - Салама был правой рукой имамов ибадитов Джабира бин Зейда и Абу Убейды Муслима на Западе, как Абдуллах ибн Ибад на Востоке. 

   Салама б. Саад был убежденным сторонником вооруженного восстания и провозглашения «Имамата свободного исповедания веры» в Магрибе. В частности, как передал Имам Абд аль-Рахман б. Рустам, Салама говорил : «Я хочу, чтобы это дело (т.е. Имамат ал-ибадийа) проявился (зухур) в один прекрасный день, пусть даже с утра и до вечера, увидев это, я был бы счастлив положить свою голову на плаху»(смысл).  Хотя Салама покинул этот мир еще до того, как ибадиты смогли утвердить Имамат Зухур в Магрибе, его вклад в его становление нельзя недооценивать. 
   
   «Великая берберийской революции»,  которая началась в 740 году в горах Атласа и Рифа и проводилась исключительно под флагами последователей мухаккимитов  - ал-ибадийа и ас-софрийа, уничтожила господство Омеййадов в Магрибе. На тот момент подавляющее большинство северо-африканских племён амазигов исповедовали либо ибадизм, либо софризм, в то время как влияние «правительственных мазхабов» ограничивалось лишь крупными городами, такими как Кайруан и Триполи, хотя и в них были значительные по численности общины ибадитов.  

  Кроме упомянутого народа Нафуса,  мазхаба  аль – ибадийа в тот исторический период придерживались также большие берберийские народности - Хаввара, Лаввата, Загана и Зената и ряд более мелких племён, хотя многие из - них сперва были на позициях софриитов, также как и племена Бергвата, Гомара и Микнаса. 

   Именно софриты, к которым тогда принадлежало и племя Зената, восстали первыми и добились серьезных успехов во главе с представителем этого народа - Халидом ибн Хамидом аль-Занати, который возглавил восстание софритов  на территории современного Марроко и Западного Алжира, после того, как его предшественник Майсара, поддавшись панике отдал приказ об отступлении войска и в результате был убит. 

  Вместо Майсары вождем софритов становиться Халид. В 740 году он одержал блестящую победу над отборным войском Омейаядов в Ифрикии. Эта битва получила название "Битва дворян"( غزوة الأشراف, Ghazwat al-Ashraf). В этом сражении плохо вооруженные берберы-суфриты уничтожили 10000 отборных ифрикийских арабских всадников Омеййадов ("дворян"), вместе с которыми погиб и омейядский губернатор Ифрикии Халид ибн Аби Хабиба аль-Фихри и арабскому господству в Марроко был положен конец, вместе с гибелью всего арабского войска, которое насчитывало до 30 тыс. воинов (включая 10 тыс. указанных дворян). 

   Халиф Хишам,  узнав об этом поражении пришел в ярость и обещал направить против Халида такое войско, один конец которого будет в Ифрикии, а другой в Дамаске и выполнил свое обещание, двинув против софритов огромную армию, в которую вошли все 30 000 сирийских гвардейцев Омейядов (всего в армии было собрано до 80 тыс. чел).

   В 741 году в результате сражения у Багдуры в долине р. Себу (современное Марроко) эта армия Омейядов была полностью разгромлена, только сирийская гвардия потеряла 18 тыс. убитыми. (всего потери составили до 40 тыс.). Погибли новый губернатор Ифрикии - Хабиб ибн Аби Обейда и командующий этой армией - Кульсум ибн Ийад аль Каси. 

   Лишь в сражениях 742 года у деревни Аснам и при аль-Карне (под Кайруаном) арабские войскам под командованием наместника Египта Ханзалы ибн Сафвана ценою огромных усилий удалось не допустить захвата столицы Арабского Магриба (Кайруана) и одержать победу над восставшими племенами. Однако, территории Западного Алжира и Марроко были потеряны Омеййадами окончательно. 

   Ибадиты восстали в 745 (127 ходу Х.),в Триполитании лишь после того, как губернатор Омейядов в Триполи - Ильяс б. Хабиб решил покончить с местной общиной ал-ибадийа. Опасаясь того, что ибадиты поддержат  софритов Магриба, наместник  решил действовать превентивно.   Ильяс приказал схватить и казнил ведущих лидеров ибадитов Триполи, в том числе шейха Абдулла б. Масуд аль-Туджиби. Похоже, что Ильяс бин. Хабиб недооценивал силу и организацию ибадитов в Триполитании, которые тут же, прослышав о репрессиях в Триполи, выступили с оружием в руках, открыв еще один антиомеййадский фронт.

  Ударной силой восставших стало местное ибадитское племя амазигов Нафуса.  Они избрали аль-Хариса б. Талиба аль-Хадрами (как и многие иные лидеры ибадитов Магриба был родом из Хадрамаута - "Хадрами") в качестве имама (имам аль-дифа – «имам оброны»). Ближайшим помощником Аль-Хариса стал его кади Абд аль-Джаббар б. Кайс б. Нусейра б., Рашид аль-Ансари ( мавали/клиент 'Ансара ). Им удалось очистить от сторонников Омейядов всю область между Габесом (Тунис)  и Сиртом и нанести поражение Ильясу бин Хабибу,  который был то ли смещен с поста губернатора, вследствие поражения, то ли погиб в этой битве с ибадитами. Однако, вскоре и Аль-Харис и Абд аль-Джаббар были убиты  Шуайбой бин Усманом - военноначальником Омейяадов, который стал новым губернатором Триполи. который потеснил ибадитов. 

   Вторым имамом ибадитов Триполитании избирается Абу аль-Зажир Исмаил б. Зияд аль-Нафузи, представитель амазиг (берберов) . Он смог отбить у Омейядов  всю Триполитанию, но его попытки взять Триполи оканчивались неудачей. Наконец против него были направлены значительные силы из Египта. Абу аль Заджир отступил в горы Джебель Нафуза, где первый имамат ибадитов Триполитании прекратил свое существование,  после пяти лет "Обороны" (Дифа) 127-132 гг (745-750 гг.), вернувшись на путь ал-Китман ("Тень") в которой пребывал в  течение семи лет.

суббота, 5 декабря 2015 г.

ВТОРОЙ ИМАМАТ АЛ-ИБАДИЙЙА В АРАВИИ



    Несмотря на гибель имама  Джуланды бин Масуда в 752 году и потерю значительной территории, ибадиты Омана не прекратили войну с Аббасидами и провозгласили "Имамат Дифа" - имамат обороны, в котором каждый год переизбирали имамов, осуществлявших руководство над сохранившими независимость регионами страны, прежде всего прибрежными.  

     В  793 по ГЛ, после 40 - летней войны ибадитам Омана наконец удалось окончательно изгнать из страны войска Аббасидов вместе с их наместником Рашидом б. Назра и захватить их последний оплот - крепость Низва, где вместо Имамата "Обороны" (Дифа) был провозглашен Имамат "Открытого исповедания веры" (Зухур) - новое государство ибадитов Омана и Хадрамаута. 
   
   По окончании боевых действий ведущие религиозные деятели собрали Шуру в соседнем с Низвой городе Мана, чтобы выбрать Имама. Там возникли споры по поводу двух кандидатур - Мусы б. Аби Джабира - самой влиятельной фигурой и виднейшим из ученых людей в Омане и амиром басрийского военного контингента ибадитов, пришедшего на помощь оманцам, который до этого являлся Имамом "Оброны" (Дифа) - Мухаммадом б. Аби Аффан аль-Йахмади. Вскоре Шура постановила, что имамом будет Мухаммад б. Аби Аффан, так как, будучи басрийцем он, по мнению шейхов, будет равноудален от всех влиятельных оманских тайф. Тем не менее, имаму Мухаммаду не удалось избежать противоречий с наиболее влиятельной в Омане группой Джуландитов - потомков Раисов Омана и правителей Первого государства. Когда имам Мухаммад решил подавить их выступление силой,с нарушением принципов ведения войны - это вызвало недовольство оманских улама и они отстранили Мухаммада б. Аби Аффана от руководства. Мухаммад вынужден был принять это решение, оставить Оман и вернуться в Басру. 

   В качестве его преемника Имамом был избран Варит бин Каб аль-Харуси. С его избранием в стране прекращаются все племенные распри, а сам аль -Варит был известен своей мудростью и умеренностью. Во время его имамата Аббасиды попытались вновь завоевать Оман, разорили многие поселения, но потерпели сокрушительное поражение в битве при Хетта, а их амиры попали в плен. Тогда же Низва становится и главным центром ибадизма (ал-ибадийа) после того, как в Оман из Басры, которая до этого была "духовной столицей" ал-ибадийа, переселяется и последний Главный Имам  (которому присягали как имамы Омана и Хадрамаута. так и Магриба - Ифрикии и Триполитании, а также ибадиты иных регионов - Хурасана. аль Андалуза и т.д.) - Абу Суфьян Махбуб ибн аль Рахиль. Аль-Варит б. Каба руководил Оманом до 807 г.  Тогда произошло наводнение, которое угрожало затопило тюрьму вблизи Низвы. Имам приказал отпустить содержавшихся там пленных солдат Аббасидов, но когда увидел, что никто не идет их выпускать, боясь утонуть, пошел сам. В ходе этой спасательной операции, Аль-Варит погиб. 

   После смерти Варита имамом был избран Хассан бин Абдаллах аль-Йахмади (807—822 или 824 г). Хассан свое руководство ознаменовал началом строительства мощного флота и для этого временно перенес свою резиденцию ближе к морю - в порт Сохар, который в 9 веке был одним из крупнейших городов в регионе Персидского залива. С помощью флота Хасан рассчитывал не только защитить берега Омана от пиратов, которые стали представлять существенную угрозу, но и вернуть под управления Омана восточно-африканские колонии ибадитов, которые были фактически независимы со времен гибели Первого ибадитского государства Раисов - Джуландидов. Кроме того, он внес большой вклад в развитие ирригационной системы Омана и существенно облегчил положение сельскохозяйственных рабов, предписав временные ограничения для использования их на работах. 

   В 822 (или 824) году, после смерти Хасана, новым имамом становится Абд аль-Малик бин Хумайд аль-Алави. Несмотря на свой преклонный возраст, он правил в течение 17 лет. Абд аль-Малик увеличил флот Имамата и создал постоянную армию в количестве 10000 чел., которая на ротационной основе формировалась из жителей Омана, призывающихся под знамена, располагалась в основном лагере в Низве и в нескольких меньших лагерях в других частях страны. 

   Следующим Имамом был избран  Муханна ибн Джафар (840—851) Он был известен тем, что в период его правления Маджлис уль шейх после длительных дискуссий принял, в качестве основного, положение о сотворенности Корана. Последние годы он болел и управление находилось в руках ведущих алимов  и шуры уль улама, во главе с Мусой б. Али, которые подняли вопрос о его смещении по состоянию здоровья. В итоге же решили, чтобы продлить его Имамат на один год, а затем избрать нового Имама, именно в этот год Имам Муханна покинул этот мир ( 851 г. )

    Его преемником был избран Сальт ибн Малик аль Харуси, чье правления продлилось 34 года (851—886) и было самым длительным в эпоху Второго Имамата. В этот период сила Имамата значительно выросла, что позволило ибадитам не только контролировать восточно-африканское побережье и страну Зинджей, а также совершать экспедиции в Синд и Хинд, но и вести войны против Эфиопии. Началу этой войны положила военная экспедицию на остров Сокотра в Аравийском море, который незадолго до этого был захвачен христианами – хабаша (эфиопами). После изгания эфиопов с Сокотры Сальт ибн Малик решил перенести военные действия в саму континентальную Эфиопию. Эта экспедиция состояла из 100 судов. Цель этой войны была, прежде всего.  помощь мусульманам Эфиопии, подвергшимся в тот период преследованиям со стороны христиан. В результате длительной войны, ибадиты смогли отвоевать у христиан-хабаша Сокотру, острова Дахлак в Красном море и все побережье с крепостями у современных городов Массава и Зейла, которые были заселены мусульманами. 
  
   В то же время, дорогостоящие длительные военные экспедиции в Эфиопию, наряду с масштабными наводнениями в самом Омане, вызвали серьезное недовольство племенной верхушки, которая пыталась отстранить Имама Сальта от руководства. В результате, лидеру племенной оппозиции Мусе б. Мусе удалось сместись Сальта (но в отличии от омеййадских и аббасидских переворотов он не только не погиб, но и сохранил свободу, продолжая заниматься религиозной деятельностью). Несмотря на то, что уже вскоре Имамат был восстановлен, на правлении Имама Сальта заканчивается так называемый «золотой век» (793-893гг.) Второго Имамата и в Омане начинаются племенные междуособицы, чередующиеся с внешней агрессией – Аббасидов, Буидов, Карматов и Сельджуков. Каждое из этих вторжений было отражено, либо Оману после временной оккупации удавалось изгнать агрессоров, но эти войны в значитаельной степени ослабили Имамат, выдвинув на ведущие роли не ученых, а военных амиров и племенных вождей. Кроме того, справедливость правление в Имамате и высокий уровень благосостояния сослужили Имамату плохую службу, так как массовые переселения туда чуждых элементов, прежде всего племен бедуинов, которые вообще не были ибадитами усилили  трайболистическую и светскую составляющую Имамата. 

   Тем не менее, Второй Имамат, в котором имамы избирались из числа ведущих улама, просуществовал до 1154 года, когда Имам Абу-Джаббар Муса ибн Муса изгнал из страны Сельджуков, но вскоре был остранен своим ближайшем помощником и военноначальником - лидером племени Набхани, который утвердил в Омане монархическое правление, хотя и правители из рода Набхани по прежнему носили «титул» Имамов и официально не провозглашали Султанат. После Имама Сальта имамами были - Аззан ибн Тамим 890-897, Мухаммад ибн Хасан 897—898, Аззан ибн Хызр 898-899, Абдаллах ибн Мухаммад 899—900, Сальт ибн Касим 900, Мухаммад ибн Хасан (вторично) 900, Хасан ибн Сайд 900-904, Хавари ибн Матраф 904-912, Умар ибн Мухаммад ибн Матраф 912—, Мухаммад ибн Йазид, Мулла ал-Бехари , Сайд ибн Абдаллах —939, Рашид ибн Валид , Халиль ибн Шадзан 1009-, Рашид ибн Сайд -1053, Хафс ибн Рашид ибн Сайд, Рашид ибн Али, Абу-Джаббар Муса ибн Муса —1154 Реставрация же Имамата («Третий Имамат») произошла в 1406 году, когда Малик ибн Али ал-Хавари (1406-1429) сверг Набханидов и созвал шуру и был избран Имамом.

ПЕРВЫЙ ИМАМАТ АЛ-ИБАДИЙЙА В АРАВИИ



Первый раз мухаккимиты утвердились в Йемене (в Хадрамаут и Аден) в результате похода туда правителей Омана в 685 году, когда эти территории были очищены от войск верных Йазиду бин Муавийа и перешли под управление оманцев. Тогда же оманцы вели ожесточенную войну за эти земли с хариджитами-недждат (недждие), которые пытались подчинить себе южнойеменские территории киндитов. В одном из таких сражений погиб правитель(раис) Омана Аббад бин Абд в 686 году, но Хадрамаут и Тарим остались за Оманом. В свою очередь Северный Йемен вошел в состав государства (халифата) Абдуллаха ибн Аз Зубейра, устранившего от правления на 10 лет Омейядов. 

 В 692 году ибадиты (мухаккимиты) потеряли свои йеменские владения, потерпев поражения от войск Абд аль Малика ибн Марвана. Но и после утверждения в Йемене Омеййадов, ибадиты (мухаккимиты) продолжали сохранят там свое влияние, а мазхаб ал-ибадийа получила там широкое распространение. 

 Когда правителем исламского мира стал Умар II ибн Абд аль Азиз, который заключил договор с ибадитами, поддерживающими халифа во всех его начинаниях и реформах, на должность судьи в Хадрамауте был назначен ибадит - Абдуллах ибн Яхья аль Кинди, более известный как "Талиб уль Хакк" - близкий товарищ имама аль - ибадийа Абу Убейда Муслима. (другой ибади ученый - Ильяс ибн Муавийа был назначен кади в Басре). 
Однако, после прихода к власти халифа Хишама, который отменяет все достижения реформ Умара ибн Абд аль Азиза и возвращается к сунне Муавийа, ибадиты вновь оказываются в опале. 

 В этих условиях имам ахлю аль хакк уа аль истикама (ибадитов) Абу Убейда Муслима принимает решение о переходе после почти 50 лет мирного сосуществования с Омеййадами к вооруженной борьбе с ними. Первым меч поднял Абдуллах ибн Яхья аль Кинди. Талиб уль Хакк сплотил вокруг себя наиболее верных товарищей, всего несколько десятков, что необходимо было для провозглашения «Имамат Шира» (имамат джихада) и выступил против Бану Омейа, сперва действуя против них в Хадрамауте и Йемене, а затем перенес свои операции в Хиджаз. Его отряд увеличился после присоединения к нему новых групп противников Бану Омейа. 


 Прослышав об успехах восставших, имам Абу Убейда Муслим тайно формирует из ибадитов Басры военный отряд в несколько сотен человек и посылает его под предводительством Аль-Мухтара ибн Ауфа аль Азди, также известного как Абу Хамза, на помощь Абдуллаху ибн Яхье аль Кинди. Объединенное войско ибадитов, которое возглавил Талиб уль Хакк вторглось в Йемен, где разгромило в 745 году войско наместника Омеййадов – Джабалы ибн Махрама аль Кинди и захватило Сану, чьи жители поддержали ибадитов. После этого Омеййады направляют против Талиба уль Хакка и Абу Хамзы новые силы во главе с Аль Касимом ибн Умаром, которому удается вновь овладеть Саной, подвергнув страну опустошению, а жителей Саны за то, что они поддержали ибадитов - разорению. Но, потеряв какую либо поддержку йеменцев, войска Бану Омейя вскоре терпят поражение от ибадитов, которые снова утверждаются в Сане. 

 После этого в Йемене и Хадрамауте провозглашается имамат, полномочия которого подтверждаются имамом Абу Убейдой Муслимом, осуществлявшим общее руководство движением из Басры, действуя подпольно. Имамом Йемена и Хадрамаута избирается Талиб уль Хакк Абдуллах ибн Яхья аль Кинди. Таким образом имамат в Йемене становиться первым государством ибадитов, освободившимся из под власти Бану Омейа после 705 года, когда Хаджадж ибн Юсуф захватил Оман. Имамат продолжил военные действия против Омеййадов. 


В 747 году имам отправляет войско под командованием Абу Хамзы аль Мухтара в Хиджаз, где он наносит поражение силам губернатора Омеййадов в Мекке и изгоняет войска Бану Омейа из Хиджаза, после чего без боя входит в Мекку, где читает свою знаменитую проповедь, дошедшую до нас, как в суннитских, так и ибади источниках. Из Мекки Абу Хамза посылает отряд под командованием Балжи ибн Укба в Медину, которую тот также занимает без боя. 

Утрата Священных городов не могла оставить без внимание правителя (халифа) Марвана II, который задействует против ибадитов отборный сирийский корпус под начальством Абд аль Малика ибн Мухаммада ибн Атиййа ас Сади. В сражении на злосчастных равнинах Харры (там где потерпели поражения ансары от войск Йазида бин Муавийа) войска Омеййадов нанесли поражение ибадитам, а Абу Хамза пал в сражении. 

 После этого сирийский корпус ибн Атиййа ас Сади вторгся в Йемен. Имам вышел из Саны навстречу войскам Марвана II, с которым начинается противостояние, вылившееся в многочисленные стычки, пока, наконец в решающем сражении у Джураа войско ибадитов Йемена не потерпело поражение, а имам Абдуллах бин Яхья погиб. 

Новым имамом избрирается Абдуллах ибн Саид аль Хадрами.  После этого, армия Омеййадов захватила Сану и, утвердившись в северном Йемене, начала операции против ибадитов Хадрамаута, Адена и Тарима. Однако войска Бану Омейа встретили серьезное сопротивление у города Шибам, который стал новой столицей имамата, после потери ибадитами Саны. Все усилия Омейадов захватить город оканчивались неудачей, как и попытки закрепиться на остальной части имамата – в Тариме и Хадрамауте. 

 В результате, между ибадитами и омейадами был подписан договор, согласно которому халиф Марван признавал Имамат ибадитов в Хадрамауте и Тариме, в обмен на отказ последних от вооруженной поддержки иных повстанцев. Имамат нового имама Абдуллаха ибн Саида аль Хадрами был также подтвержден главой (имамом) всех ахлю аль хакк уа аль истикама (ибадитов) Абу Убейдой Муслимом из Басры. Таким образом, можно говорить, что на территории Омеййадского халифата вновь образовалось первое независимое от него государство, официально признанное самим халифом, который, однако, спустя недолгое время после этих событий сам был свергнут в результате Аббасидской революции. 

 В связи с договором между Хадрамаутом и Омеййадами, отрядам ибадитов, действующим в Омане пришлось рассчитывать на собственные силы, но успех им сопутствовал. Оманские ибадиты изгнали из страны омеййадские войска и провозгласили в 749 году в Омане – имамат. Его имамом был избран Джуланда ибн аль-Масуд ибн Джафар, принадлежавший к джуландидам – наследственным правителям Омана, чьи права были закреплены еще Посланником Аллаха да благословит его Аллах и приветствует. 

Имам Джуланда был в состоянии сперва отразить наступление армии новых правителей исламского мира – Аббасидов, а затем нанести поражение суфритам, бывшим сторонникам Даххака ибн Кайса, которые пытались закрепиться в Омане, прибыв туда на кораблях из Систана и требуя признать их амира в качестве общего как для ибадитов, так и софритов имама. Разбив софритов. Джуланда выгнал из Омана и высадившуюся вслед за ними армию Аббасидов. 
После этого Ас Саффах Аббасид направил в Оман новую армию, которой удалось в 752 году нанести поражение Джуланде ибн аль Масуду, который погиб в сражении. 

В то же время Аббасиды так и не смогли полностью покорить Оман. Ибадиты Омана, получив поддержку от имама Хадрамаута в течении 30 лет вели войну с Аббасидами, пока, наконец там не был провозглашен новый («второй») имамат, который включил себя как территорию Омана (современные Оман, ОАЭ и Катар) так и имамат Хадрамаута, который успешно отразил все аббасидские вторжения. (Имамат ибадитов Хадрамаута и Тарима просуществовал до 12 века, иногда как независимый имамат, иногда будучи вилайетом (областью) более обширного имамата с центром в Омане. После 12 века ибадиты, большинство ибадитов оставили Хадрамаут и Тарим и переселились в Оман или на побережье Восточной Африки,  некоторые же, оставшиеся в стране, со временем преобразовались в суннизм, тем не менее до сих пор в традициях мусульман Хадрамаута находят черты ибадизма.